Вредители всех стран, объединяйтесь! Будь моя воля, самые яростные противники полицейских государств собирались бы по четвергам за пинтой пива для обмена подрывным опытом, — для этого прекрасно сгодится бывшая каморка Карла Маркса на Дин-стрит. Чудики вроде гонконгского активиста Джошуа Вона и российского репортера годами мозолили глаза президентам Путину и Си. И тем не менее на прошлой неделе к всеобщему удивлению обоих освободили из тюрьмы. Общественное давление доказало: даже самодержавию есть предел.
Но не торопитесь радоваться. И российский, и китайский режимы выжили, переманивая критиков и затыкая им рот. В обеих странах процветают политические интриги, а демократией даже не пахнет.
Когда независимого журналиста-расследователя Ивана Голунова схватили по липовому обвинению в хранении наркотиков и избили, для путинской России это обычное дело. Сгорбившись, с потерянным взглядом, он оказался в металлической клетке в московском зале суда. Его босс крикнул: «Ваня, мы тебя вытащим!» — и отвернулся, чтобы скрыть слезы.
Почему слезы? Потому что он прекрасно понимал, что шансы на освобождение из лап прогнившей судебной системы близки к нулю. Всякий, кто знаком с историей России, подтвердит: так оно и есть. Отсюда и нестареющая пословица: «Утиного зоба не накормишь, судейского кармана не наполнишь».
Поводов для беспокойства у Голунова хватало. Пример номер один: журналистку Анну Политковскую убили на пороге собственного дома 7 октября 2006 года. Путину как раз исполнилось 54, и убийство, очевидно, задумывалось ему в подарок. Политковская критиковала чеченские войны. Пример номер два: Бориса Немцова застрелили на мосту у самого Кремля в 2015 году. Он как раз собирался выпустить доклад о российской войне на Украине.
Гладить Кремль против шерстки — все равно что приклеить себе на спину записку «пни меня». Однако несмотря ни на что пресса встала в защиту Голунова — даже государственные издания. Его посадили было под домашний арест, но затем все обвинения сняли, — а два высших полицейских чина даже попали под подозрение за «подставу». Рэперы и рок-звезды ликовали: Путин снова «добрый царь».
Разгадка кроется в глубине и охвате голуновских репортажей. Чтобы проследить цепочку покровительственных связей, он ездил в родовые поместья путинских дружков-олигархов и погружался в самое сердце российской клептократии. В одной из статей Голунов обнаружил, что поставщик Кремля и путинский наушник Евгений Пригожин, — помимо гастрономии он снаряжает отряды наемников, — причастен к случаям отравления в российских детских садах. Это был политический динамит, и придворные царя Владимира уже начали злорадствовать, что дни шеф-повара сочтены.
Чем просто швырнуть Голунова в каталажку, — а многие сторонники режима так бы и поступили, — Путин намерен извлечь выгоду из его освобождения. Считается, что последний путинский срок на президентском посту истекает в 2024 году. Есть признаки, что в надежде ослабить санкции он готовит кадровую перестановку и затевает примирительные шаги к Западу. Появятся новые лица — новая метла, и все такое. Режим стоял и стоит на коррупции, однако дозированные разоблачения служат удобным инструментом для передачи власти от одной клики к другой. Своими расследованиями журналисты-активисты вроде Голунова и Алексея Навального, сами того не желая, подносят Кремлю патроны в предстоящей борьбе за преемственность.
Вот причина, почему Пекин резко пошел на попятный. Иностранные компании к Гонконгу не привязаны, и, если политический гнет станет невыносим, в любой момент переедут в Сингапур. Обескровленная этим исходом экономика Гонконга потянет за собой вниз весь южный Китай. Таким образом, Вона освободили не из внезапного прилива доброты и гуманизма. Скорее, это первый шаг, чтобы выдавить Лам, заменить ее другим пропекинским политиком и тем самым успокоить взволновавшиеся деловые круги. Разумеется, под маской отклика на народный призыв к демократическим реформам.
Когда проблемы на периферии эксплуатирует недовольная элита, империи обычно слабеют. Плюс в том, что у политических диссидентов появляется шанс заявить о себе — пусть хоть на некоторое время. Плохая новость в том, что Си и Путин ощущают шаткость своего положения и готовятся играть долгую злонамеренную игру, от которой их общества еще больше лишатся гражданских прав. Мы не можем позволить, чтобы иванов и джошуа бросали в тюрьму всякий раз, когда наше внимание ослабевает. Они ведут борьбу за правое дело.
Комментарии читателей:
Itsy-bitsy
Стыд и позор Соросу, который помог установить в России клептократию, а сам нажил на этом миллиарды.
Tightrope
Автор каждую неделю вываливает порцию параноидальных бредней о России и Китае. Я бы посоветовал ему не переживать из-за Путина и Си и просто получать от жизни удовольствие.
Zovido
А мы слишком толстые и пьяные, чтобы протестовать. Возьмем по паре банок и усядемся перед теликом, — там нас научат думать.
Apollo
К вопросу о том, будто Путин готовится пойти на мировую с Западом. Так вот, нет никаких признаков, что его ненависть к Европейскому союзу уменьшилась — ни единого. Наоборот, он предпринимает все усилия, чтобы его подорвать. По Путину, это Евросоюз развалил его любимый Советский Союз и подстрекает бывшие советские республики восстать против «России-матушки». Разрядка и сближение не интересуют Путина даже близко. Примирение — такого слова в его словаре вообще нет.
Richard James
Хорошую статью Роджер выдал. Я бы добавил, что китайцы мыслят долгосрочно. Они надеются пересидеть Трампа с его торговой войной и рассчитывают постепенно достичь такой мощи, что смогут делать что захотят. Поэтому сейчас просто выжидают.
Путин не так прозрачен, но мыслит короче. Его послужной список говорит сам за себя: сильный лидер, спас Россию от анархии и вернул ей лидерство на мировой арене. Он может вмешиваться, когда ему заблагорассудится, — безо всяких рисков для страны.
Что касается отпущенного журналиста: ну пришили ему дело какие-то плохиши — так, мелкая сошка. А Путин устроил нагоняй и показал, кто в доме хозяин — все ради «уважухи».
А вообще он знает, что главная угроза России идет с востока, а не с запада — и рано или поздно ему придется с нами сблизиться.
Vinyl1
Жестоким диктаторам сейчас приходится несладко. Если рулить, как Сталин или Мао, твоя страна быстро обанкротится, а сам ты превратишься в международного изгям. Вот Си и Путин и болтаются туда-сюда, подавляя всякое инакомыслие, но при этом тщетно пытаются обеспечить своим странам процветание. Но рано или поздно все развалится.
Mark Greenwood
Горбатого могила исправит. Путин, может, и мечтает о мировом господстве, но ничего ему не светит. Си же разыгрывает свою карту чертовски ловко. Юго-Восточная Азия падет первой, если не очнется. Коммунистическая партия Китая уже скупила Камбоджу и Лаос со всеми потрохами и примеривается к Таиланду и Бирме. Регион еще может спастись, если очухается и создаст некую общую оборону, — но сомневаюсь, что отыщется политическая воля. А жаль — я бы не хотел, чтобы Бангкок и его соседи превратились в китайские сатрапии. Но боюсь, в ближайшие 50 лет ровно это и произойдет.
Robert Venner
Ни слова о Египте или гонениях на палестинцев. Типичное западное лицемерие.
Mr Man
И в это же самое время опозоривший Запад Джулиан Ассанж умирает медленной смертью, а Дональд Трамп утверждает, что уважаемый журналист лепит вранье. Наша свобода прессы работает, когда журналисты поддакивают общепринятой идеологии, и кончается, когда речь заходит о тех же вертолетных ударах США, при которых погибли гражданские. Не нам критиковать Китай или Россию, но мы продолжаем лицемерить. Раз Гонконг действует по пекинской указке, то почему западные компании до сих пор там, а не в Сингапуре?