Президент Трамп сказал утром в пятницу, что военные США были «заточены и заряжены» для удара по Ирану вечером в четверг, но он отозвал уже готовые к наступлению войска за 10 минут до крайнего срока. Причиной стало то, что один из генералов проинформировал президента, будто в результате атаки может погибнуть до 150 человек.
….On Monday they shot down an unmanned drone flying in International Waters. We were cocked & loaded to retaliate last night on 3 different sights when I asked, how many will die. 150 people, sir, was the answer from a General. 10 minutes before the strike I stopped it, not….
— Donald J. Trump (@realDonaldTrump) June 21, 2019
В понедельник был сбит дрон-беспилотник, летевший в Международных Водах. Мы были заточены и заряжены, чтобы нанести ответный удар прошлой ночью — по трем точкам, — когда я спросил, сколько человек погибнет. 150 человек, сэр, был ответ от генерала. За 10 минут до удара я остановился…
….proportionate to shooting down an unmanned drone. I am in no hurry, our Military is rebuilt, new, and ready to go, by far the best in the world. Sanctions are biting & more added last night. Iran can NEVER have Nuclear Weapons, not against the USA, and not against the WORLD!
— Donald J. Trump (@realDonaldTrump) June 21, 2019
…непропорциональный ответ на сбитый дрон-беспилотник. Мне спешить некуда, наши Военные — восстановленные, новые и готовые действовать силы, с большим отрывом лучшие в мире. Санкции уже кусаются, плюс их стало еще больше прошлым вечером. Иран НИКОГДА не получит ядерное оружие, не против США и не против МИРА!
Президент сказал в целой серии твитов сразу после 9 утра, что он был готов нанести ответный удар по трем точкам на иранской территории за то, что эта страна сбила американский беспилотник, но потом решил «не торопиться». Он объяснил, что гибель 150 иранцев была бы «непропорциональным ответом на то, что оказался сбит дрон, беспилотный летательный аппарат».
Было неясно, почему Трамп получил информацию о возможных потерях на столь поздней стадии подготовки к военной акции. Такая информация обычно обсуждается на ранних стадиях — во время обсуждения между президентом и ответственными за национальную безопасность лицами.
Мистер Трамп назвал Иран «сильно ослабленной нацией» из-за того, что он, Трамп, решил выйти из ядерного соглашения, заключенного его предшественником, а также из-за санкций, которые он наложил. Президент также сообщил, что в ночь на четверг были наложены дополнительные санкции, но не уточнил, какие.
"Санкции уже кусаются + я добавил новые прошлым вечером",- сообщил он в своем Твиттере. — Иран НИКОГДА не получит ядерное оружие, не против США и не против МИРА!"
Решение президента отменить удары и заменить их усиленным давлением на Иран посредством санкций в общем совпадает с советами, которые он в последнее время получил от своих главных советников. Они говорили об эффективности отсечения Ирана от глобальных финансовых сетей.
Во время обсуждения ударов в «ситуационной комнате» в четверг госсекретарь Майк Помпео привел тот аргумент, что санкции действуют сильно, резко снижая иранские доходы от продажи нефти — такую информацию передает чиновник президентской администрации, знакомый с состоявшейся дискуссией.
Тем не менее Помпео высказывался в пользу точечного военного ответа на удар по беспилотнику, сообщает этот чиновник. Но госсекретарь также подчеркнул в разговоре с Трампом, что санкции все же оказывают именно тот долговременный эффект, на который надеялась администрация.
Из твитов Трампа в пятницу можно заключить, что аргументы Помпео повлияли на решение президента не применять удары.
Чиновники администрации, включая военных командующих, не делали никаких публичных заявлений в пятницу утром, которые бы объяснили внутренние причины действий президента. Но один человек, знакомый с мышлением Трампа, сказал что он был приятно впечатлен событиями этого вечера в четверг, потому что ему понравился и «командирский дух» одобрения ударов, и та решительность, с которой удары были отменены.
Реакция на действия президента последовала в пятницу очень быстро, и она позволяет предположить, что отмененный удар может усилить противоречия по вопросам нацбезопасности в Республиканской партии. Одну сторону представляют те, кто стоит за более агрессивные действия, другую — убежденные оппоненты военной акции.
Член палаты представителей Лиз Чейни (Liz Cheney) из штата Вайоминг, председательница Республиканской Конференции и одна из главных представителей этой партии в палате представителей (дочь бывшего вице-президента Дика Чейни, слывущего в США за поджигателя войны — прим. ред.), обрушилась на Трама в пятницу, сравнивая его действия с публичной неуверенностью, проявленной Бараком Обамой, когда ему предлагали нанести удар по Сирии в ответ на химические атаки в 2013 году.
"Неспособность ответить на прямую провокацию такого рода, причем провокацию со стороны иранцев, после всего, что мы видели в последние несколько недель, — это очень серьезная ошибка",- сказала мисс Чейни в интервью Хью Хьюитту, консервативному радиоведущему.
Мисс Чейни не обвинила мистера Трампа напрямую, но она объяснила ему, что она была сильно обеспокоена его отказом нанести удар. Она сказала, что лидеры должны «признавать, что слабость — это провокация ко злу». Мисс Чени также сказала, что «мир, в котором американский ответ на атаку на американскую собственность — это отступить и принять удар без боя, так вот такой мир — это место, где Америка просто не сможет успешно защитить наши интересы».
Критики президента, включая политиков-демократов, сказали, что данный эпизод был свидетельством опасного отсутствия последовательности в Белом Доме. Да еще и в такой момент, когда кризис может повести к военной конфронтации.
Сенатор Элизабет Уоррен (Elizabeth Warren) (штат Массачусетс), борющаяся за номинацию на президентских выборах от демократов, просто разгромила Трампа после того, как наша газета сообщила о его решении отдать приказ об ударах, а потом отозвать его.
«Дональд Трамп обещал привести наши войска домой», — написала мисс Уоррен в своем Твиттере в четверг ночью. «А вместо этого он разрушил сделку [с Ираном], которая работала, и вызвал еще один ненужный конфликт. Нет никакого оправдания для дальнейшей эскалации кризиса — нам нужно отступить от края, за которым — война».
Давид Роткопф, автор двух книг об истории Совета Национальной Безопасности, сказал в Твиттере что Трамп первым «моргнул» в дуэли с иранской агрессией был «не признаком самоограничения, а свидетельством нерешительности и „синдрома мямли", — а ведь ситуация остается опасной и склонной к эскалации и выходу из-под контроля».
Член палаты представителей Тед Лье (Ted Lieu) из Калифорнии, жесточайший критик президента, твитнул, что «реальный Дональд Трамп просто ни черта не понимает, что он вообще делает, особенно во внешней политике».
Мистер Лье добавил: «Я также очень обеспокоен, что мы читаем обо всех этих обсуждениях на высшем уровне иранской проблемы в газетах. Утечки из администрации Трампа по поводу нацбезопасности — это просто что-то безумное».
Спор о том, где был сбит иранцами дрон в четверг утром, — этот спор продолжался все два дня. Иранское правительство опубликовало фото того, что они назвали обломками дрона-разведчика, способного летать на большой высоте. Иранцы говорят, что нашли обломки в территориальных водах своей страны. Иран настаивает, что сбил дрон после того, как тот нарушил воздушное пространство страны.
Чтобы усилить свои аргументы, Иран поздно в четверг опубликовал видео того, как, по иранской версии, его ПВО сбило дрон. Министерство обороны США ответило публикацией траектории дрона. Если ей верить, дрон никогда не заходил в иранское пространство. Правда, опубликованные видеоматериалы предлагали весьма слабый контекст к иранской версии показывавшей что-то очень похожее на дрон, взрывающийся высоко над землей.
Высокопоставленный чиновник администрации сказал, что именно сомнение — а вдруг наш дрон все же нарушил иранское пространство?— было одной из причин, по которым Трамп отменил удар. Ведь этот удар мог по некоторым международным нормам рассматриваться как акт войны.
Сомнения были усилены опозданием, с которым Центральное Командование США опубликовало GPS-координаты дрона, когда он все-таки был сбит. Американцы опубликовали свою версию на несколько часов позже иранцев. Усилили сомнение и ошибки в обозначении траектории полета дрона, сказали чиновники США.
Недостаток «твердых свидетельств» о местоположении дрона в момент его гибели, сказал представитель военного ведомства, помещал администрацию в политичесик изолированное положение — и когда? В момент, который мог оказаться началом еще одной войны с ближневосточным противником. Причем противником, который — это доказано — мог ответить ударом на удар.
Ни один европейский союзник не выступил в поддержку администрации Трампа в четверг. А это усилило опасения, что эта самая администрация оказалась бы вовлеченной в непредсказуемую войну, имея в качестве союзников только Саудовскую Аравию, ОАЭ и Израиль в качестве союзников.
После того, как военным приказали остановить атаку в четверг вечером, сначала была объявлена на 24 часа полная готовность все же нанести удар. Этим шагом позволил бы Трампу в любой момент «воскресить» первоначальный план ударов — такую информацию дает чиновник администрации, знакомый с обсуждением в Белом Доме.
Потом и эту готовность сняли, если верить чиновнику, который попросил об анонимности при обсуждении конфиденциальной информации о возможных военных действиях. Мистер Трамп и после этого мог нанести удары относительно быстро — если бы он только сказал своим военным это сделать, сказал чиновник.
Иранское правительство в пятницу опровергло сообщение «Рейтер» о том, что мистер Трамп предупредил его о приближающемся нападении, используя контакты в Омане.
Высокопоставленный чиновник в администрации сказал, что Пентагон и вправду предлагал послать такое предупреждение, но Джон Болтон, советник по нацбезопасности, «зарубил» эту идею. Пока не ясно, почему.
Это не первый случай нtсовпадения в тех версиях событий, которые США и Иран предлагают относительно американских военных действий вблизи иранской территории.
3 июля 1988 года «Винсенн», американский крейсер с крылатыми ракетами, сбил иранский пассажирский самолет, убив 290 человек. Министерство обороны США сначала отрицало, что это его люди сбили иранца. Потом Пентагон сказал, что крейсер был в международных водах, а самолет рейсовых авиалиний пикировал на него угрожающим образом. Министерство обороны США также утверждало, что посылало иранскому лайнеру радиосообщения с предупреждениями.
Первые два утверждения были просто ложью, а последнее сообщение было бессмысленным, поскольку флот США использовал для радиосообщений частоту, редко посещаемую экипажами пассажирских лайнеров. В 1996 году, выразив «глубокое сожаление», США согласились заплатить 61,8 миллиона долларов компенсации семьям пассажиров того рейса.
Также в пятницу федеральная служба авиации США выдала срочный приказ, запрещающий американским самолетам летать в воздушном пространстве, контролируемом Ираном, — и над Персидским Заливом, и над заливом у берегов Оманского султаната. Служба обосновала свое указание «повышенной военной активностью и политическим напряжением».
Несколько авиакомпаний, включая «Юнайтед эйрлайнз» и немецкую «Люфтганзу», быстро прекратили полеты в этом районе. «Юнайтед» предлагает своим пассажирам рейс из Ньюарка (штат Нью-Джерси) в индийский Мумбай, причем часть полета проходит над территорией Ирана.
Мистер Трамп принял свои решения по удару и отмене в четверг без участия или совета секретаря по обороне — важного штатского чиновника, на чье мнение президенты обычно опираются при подобных кризисах.
Эта должность была вакантной с тех пор, как Джим Мэттис покинул ее в конце 2018 года. Свой уход он тогда сопроводил письмом, в котором пожелал Трампу найти «секретаря по обороне, чьи взгляды точнее совпадают с его собственными» на проблему уважительного отношения к союзникам и т.д.
Пэтрик Шанахан (Patrick Shanahan), замглавы Пентагона, исполнял обязанности секретаря по обороне с тех пор. Но на этой неделе он снял свою кандидатуру на этот пост, поскольку последовали неприятные разоблачения насчет его развода. А тут еще и ФБР ведет по нему расследование на предмет эпизодов с семейным насилием.
Мистер Шанахан пока еще не покинул свой пост, но он будет заменен в ближайшие дни господином Марком Эспером — секретарем по армии и бывшим членом руководства оборонной фирмы Райтеон (Raytheon). Именно о нем президент сказал, что этот человек займет место и.о. секретаря по обороне. Мистер Трамп планирует номинировать мистера Эспера и на постоянную работу в качестве секретаря по обороне, сообщают чиновники администрации.