Обмеление Волги повлекло за собой целый ряд последствий для природы и экономики. В частности, под угрозой оказалось выживание и размножение рыбы. Также на реке начались проблемы с навигацией: судоходные компании отменили пассажирские рейсы, что в результате может повлиять на прибывающий в приволжские города турпоток. Кроме того, проблема может привести к ухудшению качества питьевой воды, хотя ее дефицита пока не наблюдается.
Конкретных оценок общего ущерба для регионов Волги пока нет, но несколько лет назад вред от менее масштабного обмеления был оценен в 48 млрд рублей в одной лишь Волгоградской области.
Как все происходило
В середине мая жителей нескольких регионов Средней и Нижней Волги встревожило рекордное обмеление реки. По данным компании «Русгидро», которая владеет Жигулевской ГЭС, в первой половине мая уровень воды в крупнейшем озере Европы — Куйбышевском водохранилище — упал с 58 до 49,9 метров, что на три метра ниже оптимального.
Также, по данным Росрыболовства, снизился уровень воды в Саратовском водохранилище.
В последний раз подобное наблюдалось в 1996-м, когда вода опустилась до отметки 49,8 метров. По данным на 18 июня, уровень воды в Куйбышевском водохранилище повысился до 52,5 метра, что почти соответствует норме.
Из-за обмеления на реке появились острова и мели. Фотографии публиковали жители Поволжья, в частности, Татарстана. В некоторых районах линия воды отступила от берега на сотни метров. По свидетельству местных жителей, пересохли волжские притоки — реки Казанка и Свияга.
Обнажились затопленные при строительстве водохранилища пещеры, а также старинный мощеный тракт. По сообщениям СМИ, в Самарской области жители находили на отмелях человеческие останки на ранее затопленных кладбищах. По словам председателя Госсовета Татарстана Фарида Мухаметшина, водозаборы городов на Волге и Каме, которые обеспечивают население питьевой водой, едва не оказались выше уровня воды.
Из-за спада воды под угрозой оказался нерест щуки, сорожки и других промысловых рыб. Очевидцы говорят о гибели икры на пересохшем мелководье.
Угроза для экологии, рыбного и сельского хозяйства
Председатель Федерации рыболовного спорта Татарстана Олег Гарипов называет произошедшее экологической катастрофой. «Сейчас [в Волге] еще есть крупные экземпляры рыбы. Но через два-три года, когда рыба, которая выросла из икры этого года, достигнет товарного размера, улов уменьшится в разы», — считает рыболов.
Безрыбье и засуха угрожают и лежащим ниже по течению Волгоградской и Астраханской областям, откуда приходят известия о массовой гибели рыбы.
Особенно тревожна ситуация в районе Волго-Ахтубинской поймы, междуречья в дельте Волги. Это место богато флорой и фауной. Здесь расположены биосферные заповедники и природные парки. Местные жители утверждают, что в пойме пересыхают озера и колодцы. Вода не заполняет заливные луга, которые необходимы для урожая трав.
«Ерики (протоки) не заполнились водой. Рыба не успела отметать икру, [возникли] проблемы на заливных лугах и, как следствие, у скотоводов. В Волго-Ахтубинской пойме проживает около 50 тысяч жителей. В основном они занимаются скотоводством и овощеводством», — говорит координатор проекта защиты Волго-Ахтубинской поймы Михаил Колбяшкин.
Метеорологи менее резки в оценках. По словам Сергея Захарова, начальника Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Татарстана (филиал Росгидромета), нерест на Волге начался позже обычного, но это не приведет к серьезным последствиям. В своей речи он ссылается на исследование Всероссийского НИИ рыбного хозяйства и океанографии.
«Рыбное стадо очень пластично и [хорошо] приспосабливается [к условиям среды]», — полагает глава метеослужбы.
При этом сам Всероссийский НИИ рыбного хозяйства и океанографии опровергает как факт гибели рыбы, так и возможные угрозы для нереста. Начатое Росрыболовством расследование должно внести ясность в вопрос о том, как нехватка воды повлияла на рыбные запасы.
Проблемы судоходства
Как сообщил медиахолдинг РБК, в мае было отменено более 20 рейсов туристических теплоходов к историческим городам Татарстана: Великий Болгар, Свияжск и Тетюши. Ситуацию прокомментировал исполнительный директор судоходной компании «Татфлот» Марс Хамидуллин. "Сильное падение воды повлияло на заход четырехпалубных, трехпалубных [туристических] теплоходов в Тетюши. Теплоходы подойти [к берегу] не могут, потому что имеют осадку 3,6 метра, а глубина у Тетюшей всего 1,8 метра«,- заявил он.
С обмелением реки СМИ связывали аварию баржи, которая 14 мая села на мель около Казани. Власти Татарстана не исключили, что ограничат судоходство, если продолжится снижение уровня воды в Волге и Каме. Региональное министерство транспорта сообщало о переносе открытия скоростного судового сообщения возле Великих Болгар и Тетюшей.
Туроператоры, которые организуют круизы по Волге, ситуацию не драматизируют. «Нам пообещали, что [летом] с навигацией проблем не будет. [Если бы обмеление затянулось], мы постарались бы предоставить пассажирам альтернативные рейсы с хорошими скидками», — говорит гендиректор туристической компании Astarta group Ольга Смычковская.
Начальник Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Татарстана Сергей Захаров уверен, что реальной угрозы навигации не было. «Согласно положению о порядке эксплуатации Куйбышевского водохранилища, критической для судоходства является отметка [уровня воды] 49 метров Балтийской системы высот, а в этом году было — 50,12», — говорит он. Впрочем, власти приводят меньшую цифру — 49,9 метра.
По словам Захарова, затруднения возникли лишь у «омиков» (небольших теплоходов серии ОМ, совершающих рейсы местного значения), да и то потому, что построенные в советские годы пристани не приспособлены к маловодью. Как сообщалось, пассажирам приходилось добираться до берега вброд, сходя с трапа прямо в воду.
Оценка ущерба
Оценкой нанесенного в результате обмеления Волги ущерба занимаются Росрыболовство и по крайней мере одно региональное ведомство — министерство природы Ульяновской области. Выводы пока не опубликованы. Институт экологии Волжского бассейна РАН сейчас занимается оценкой влияния обмелений на промысловый потенциал и водные ресурсы Куйбышевского водохранилища.
Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров сообщил «Коммерсанту», что власти региона не намерены обращаться в суд. Чиновники Ульяновской области определятся с этим, когда закончат оценку ущерба.
Чтобы понять приблизительный порядок цифр, можно привести оценку ущерба от менее масштабного маловодья на Волге, которое наблюдалось в 2015 году. Тогда Волгоградский государственный аграрный университет оценил экономический ущерб для Волгоградской области в 48 миллионов рублей. Иногда после подтверждения ущерба федеральные власти выделяют регионам дотации, которые частично покрывают расходы по его ликвидации.
По аналогии с 2015 годом проблемы судоходства могут привести к снижению турпотока, который прибывает в города на судах. Четыре года назад во время мелководья о таком риске для Волгограда заявляли представители расположенного там пассажирского порта.
По мнению экологов, последствия для биологических ресурсов оценить очень сложно. По словам врио директора Института экологии Волжского бассейна РАН Сергея Саксонова, Государственный научно-исследовательский институт озерного и речного рыбного хозяйства давно не проводит учет численности рыбы. Поэтому снижение улова на Волге, которое наблюдается в последние годы, не с чем сопоставить.
«Нужно идти по берегу смотреть икру, которая была высушена. Это инерционная система. О последствиях мы узнаем через год… Помимо того, что нерест сорвали, все равно качество воды неудовлетворительное», — сказал он «Коммерсанту».
Дефицит воды в районе Волго-Ахтубинской поймы приводит к нехватке полива, недобору кормов, падению уровня колодцев, говорит Михаил Колбяшкин: «Для природы это — гибель деревьев, в том числе дубовых рощ, которые были высажены по приказу Екатерины II. Для Волгограда и Волжского это еще и проблема чистого воздуха. Летом из-за застоя воздушных масс выбросы промышленных предприятий не удаляются, а повисают смогом».
Некоторые специалисты утверждают, что из-за недостаточного объема воды в Куйбышевском водохранилище она прогреется раньше, зацветет водорослями, которые отнимают у рыб кислород. Все это будет способствовать росту концентрации вредных веществ и может привести к ухудшению качества и нехватке питьевой воды.