Отстранение от власти в Молдавии Демократической партии олигарха Владимира Плахотнюка и создание 8 июня коалиции, в которую входят связанная с президентом Игорем Додоном пророссийская Партия социалистов и проевропейский блок ACUM, стало возможным благодаря тому, что российскому вице-премьеру Дмитрию Козаку удалось склонить ПСРМ пойти на такое сотрудничество. Кремль выразил одобрение по поводу формирования правительства Майи Санду и подверг критике ДПМ, которая изначально не хотела признавать новый кабинет.
Москва решилась на смену тактики в отношении Молдавии и отстранение Плахотнюка от власти по договоренности с ЕС и США, рассчитывая, что появление новой коалиции позволит пророссийским силам обрести всю полноту власти после ближайших досрочных выборов. Одновременно она стремится показать Западу, что без сотрудничества с Кремлем реальные изменения на постсоветском пространстве невозможны.
Москва укрепляет позицию Додона
Кремль долгое время устраивало пребывание у власти партии Плахотнюка, поскольку прогрессирующая олигархизация Молдавии провоцировала все более сильное общественное недовольство, благодаря чему росли рейтинги пророссийских сил. При этом то, что страной управляет формально прозападная партия, дискредитировало идею интеграции с ЕС. Плахотнюк последовательно подчинял себе все государственные органы, что вело к их разложению, а также распространению коррупции и клиентелизма.
Стремясь заручиться поддержкой проевропейского электората, партия обращалась к критике пророссийского президента Игоря Додона и антироссийской риторике. Москва, по всей видимости, рассчитывала, что разочарование в Плахотнюке и усиление критических настроений в обществе позволят Партии социалистов быстро повысить свой рейтинг. Однако это пророссийское движение, несмотря на относительно высокий уровень поддержки, не добилось на парламентских выборах в феврале 2019 года устраивающего Кремля результата (оно не получило возможности управлять страной самостоятельно).
Усиление Плахотнюка, который стремился взять под полный контроль политическую систему Молдавии, оказалось для России проблемой. Чрезмерная самостоятельность олигарха и прежде всего обретение им влияния в Приднестровье, где в последнее время он, как сообщала пресса, выкупил значительную часть активов холдинга «Шериф», могли ослабить российскую позицию в сепаратистской республике. Недовольство Москвы Демократической партией, вероятно, было связано также с антироссийскими шагами молдавских властей (в частности, они объявили вице-премьера Дмитрия Рогозина персоной нон грата). Сигналом, демонстрирующим, что политика России в отношении Молдавии меняется, стало появившееся в начале 2019 года обвинение Плахотнюка в том, что он вывел из РФ 37 миллиардов рублей. В итоге Кремль решил принять непосредственное участие в смене власти в Молдавии, чтобы укрепить свои влияния при помощи Партии социалистов.
Россия как конструктивный игрок на постсоветском пространстве
Смена тактики в отношении Молдавии имеет для россиян в том числе внешнеполитический аспект: они могут продемонстрировать свою эффективность и создать впечатление, что в их политике в отношении постсоветского пространства наметился положительный перелом. Москва считает территорию бывшего СССР своей исключительной сферой влияния и хочет показать западной общественности, что она способна эффективно ей управлять. Смена тактики призвана ослабить неблагоприятные тенденции и предотвратить дальнейшее ослабление российских влияний в постсоветском регионе.
После создания нового молдавского правительства двусторонние контакты активизировались. 21 июня в Минске состоялась встреча премьера Дмитрия Медведева с президентом Игорем Додоном, а 24 июня Молдавию посетил Дмитрий Козак, чтобы встретиться, в частности, с главой молдавского правительства Санду. Козак выразил надежду на то, что отношения между двумя странами будут улучшаться, и довольно мягко прокомментировал планы Кишинева прекратить поставки энергии с принадлежащей российскому энергетическому концерну «Интер РАО» электростанции, которая находится в Приднестровье. Беспрецедентно позитивная риторика Кремля в отношении молдавских властей может быть свидетельством того, что Москва старается склонить их принять ее ключевые требования, касающиеся, в частности, внешней политики Кишинева или статуса ПМР.
Поддерживая новое правительство, Россия старается избежать той ошибки, которую, как полагают российские элиты, она совершила на Украине, не успев предотвратить ее сближение с Западом. Прагматичное сотрудничество с США и ЕС в Молдавии призвано, по всей видимости, показать международной общественности, что решить проблемы, существующие на постсоветском пространстве, удастся только с участием Москвы. Кремль будет использовать этот аргумент в ключевой с точки зрения его интересов дискуссии на тему урегулирования конфликта в Донбассе, продвигая там свой сценарий. На это указывает тот факт, что в контексте и Молдавии, и Украины Россия поднимает вопрос о федерализации. Российская стратегия предполагает, что при помощи зависящих от Москвы регионов (Приднестровья и Донбасса) россияне смогут заблокировать интеграцию Киева и Кишинева с Западом. В такой игре, однако, не учитываются локальные реалии, например, критическое отношение украинской общественности к далеко идущим уступкам в отношении России, что значительно снижает вероятность реализации сценария федерализации Украины.
Перспективы
Россия сохранила все прежние инструменты влияния на молдавскую политическую сцену, в число которых входят в первую очередь поставки энергоресурсов, доступ молдавской сельскохозяйственной продукции на российский рынок, воздействие российских СМИ, политика в отношении молдавской диаспоры в России, коррупционные схемы с участием российского бизнеса и потенциальная эскалация спора вокруг Приднестровья. Весьма вероятно, что Кремль обратится к ним, стремясь повлиять на решения молдавских властей и склонить их вести политику, которая соответствует интересам Москвы (например, согласиться с российскими требованиями в отношении ПМР или предпринять шаги в направлении интеграции с Евразийским экономическим союзом, который контролирует Россия). Перспектива вступления Молдавии в ЕАЭС выглядит, однако, маловероятной, на фоне того, что в 2014 году эта страна заключила с ЕС соглашение об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли.
Создание тактического союз Партии социалистов с проевропейским блоком ACUM и отстранение от власти Плахотнюка открывают перспективы для деолигархизации страны. Одновременно следует ожидать укрепления позиции пророссийского президента Додона и его движения. Россия, скорее всего, не заинтересована в том, чтобы коалиция просуществовала долго: после того, как государственные органы очистят от людей Плахотнюка, она будет склонять социалистов разорвать ее. Москва рассчитывает, что после досрочных выборов, которые могут пройти уже в 2019 году, пророссийская партия получит более высокий результат и обретет решающий голос в сфере внешней политики. Также не исключено, что россияне захотят вернуться к сформулированному в 2003 году так называемому меморандуму Козака, предполагавшему федерализацию Молдавии. Пока официально российские политики об этом не заявляют, однако, на то, что такая перспектива возможна, опосредованным образом указывают заявления Додона и Плахотнюка, которые начали взаимно обвинять друг друга в обсуждении планов федерализации с Москвой.