После посольского мандата, который затянулся аж на семь лет, что намного дольше принятого, Александр Чепурин завершает свою дипломатическую миссию в Сербии. В прощальном интервью «Политике» он, помимо прочего, рассказывает и о том, почему так надолго задержался в Белграде.
Александр Чепурин: Думаю, что в данном случае руководство учло масштабность и сложность поставленных задач по укреплению российско-сербских отношений, для выполнения которых необходима была преемственность и определенное время. Не менее важную роль сыграла и заметная позитивная динамика в развитии этих отношений. Я рад, что мне удалось многое сделать в интересах России и Сербии. Удача не изменила нам и на этот раз, несмотря на все трудности. Я благодарен за внимательность со стороны властей Сербии, а также за дружественную поддержку со стороны простых граждан, которая, несомненно, была значительной и ценной. Многочисленные встречи с простыми людьми позволили нам оценить и почувствовать шарм Сербии и сербов. Знаете, совершенно ясно, что у наших стран очень схожие интересы, а наши отношения, полные дружбы и взаимной поддержки, совершенно естественны. И у них хорошие перспективы.
Политика: Во время Вашего пребывания отношения между Сербией и Россией поднялись на более высокий уровень. Какие главные достижения Вы бы отметили?
— Российско-сербские отношения приобрели характер стратегического партнерства, нацеленного на будущее и одновременно сохраняющего все позитивное историческое наследие. Важно, что политический диалог между главами наших государств поднялся на беспрецедентно высокий уровень. Установившиеся доверительные отношения между президентами Владимиром Путиным и Александром Вучичем подкрепляют и направляют наше сотрудничество, являясь его мощным локомотивом. Значительно возросло качество экономического сотрудничества, в особенности в сфере торговли и инвестиций.
Заметен прогресс в реализации (при помощи России) крупнейших энергетических и инфраструктурных проектов на территории Сербии. Однако в области экономического сотрудничества до сих пор есть масса неиспользованных возможностей. К настоящему моменту нам удалось выделить приоритеты в экономическом сотрудничестве. Так, акцент делается на энергетическом, инновационном и военно-техническом компоненте. Как ожидается, 25 октября в Сочи будет подписан договор о зоне свободной торговли между Сербией и Евразийским экономическим союзом. Значительно расширился культурный обмен. Замечательно, что в год празднования 800-й годовщины автокефалии Сербской православной церкви при российской поддержке завершилось оформление величественного храма святого Саввы в Белграде. Это своего рода памятник сербскому народу, который в эти сложные времена нашел в себе силы, чтобы завершить столь масштабный проект.
— Вы не скрываете хороших личных отношений с сербским президентом Александром Вучичем, который недавно отметил, что, в отличие от некоторых сербов и россиян, Вы прекрасно понимаете сложную ситуацию, в которой оказалась Сербия. Как Вам удалось установить такие отношения, и помните ли Вы какие-то особенно важные и яркие моменты общения с Вучичем?
— С объективной точки зрения, президент Александр Вучич является выдающимся современным политиком, уравновешенным, трезвым, который в сложной ситуации обеспечивает своей стране прогрессивное социально-экономическое развитие и укрепляет ее безопасность. Сербия идет вперед с достоинством и решимостью. В последние годы Белград и вся Сербия резко меняются. Экономика растет. Прогресс очевиден, но, разумеется, власть хочет еще более активного развития. Личный вклад Александра Вучича в укрепление российско-сербского сотрудничества неоспорим. Я благодарен ему за возможность постоянно общаться и искренне обмениваться мнениями по ключевым вопросам билатеральных отношений. Я высоко ценю его открытость и доброжелательность, которые неизменно проявлял как он сам, так и его администрация, прежде всего его соратники Никола Селакович и Ивица Койич. Мы хорошо сотрудничали с правительством, ключевыми министрами. Разумеется, и с Ивицей Дачичем (министр иностранных дел Сербии — прим. перев.). Я скажу откровенно, что, по моему мнению, в последние годы в Сербии сформировалась прагматичная и профессиональная команда. Думаю, что раньше ее не существовало. Без нее было бы невозможно решить сложные внутренние и внешние проблемы, с которыми Сербия столкнулась сегодня и еще столкнется в ближайшем будущем. Ключевую роль сыграла решимость Александра Вучича отстаивать жизненно важные интересы Сербии, в том числе связанные с марионеточным образованием — Косово. Белград придерживается курса на развитие стратегических отношений с Россией, понимая, что это соответствует интересам Сербии. Геополитические тенденции сегодня очень сложные, и все же мы видим свет в конце тоннеля. Это вселяет определенный оптимизм.
— Кое-кто зачастую недооценивает роль и силу российского влияния на Балканах. Другие же убеждены, что Москва может творить чудеса, если только пожелает. Как Вы оцениваете реальное влияние российской политики и дипломатии в нашей стране и регионе?
— Россия сохраняет и сохранит сильную позицию на Балканах, где у нее прочная историческая база. Но, в первую очередь, она обусловлена большими потенциальными возможностями нашей страны во всех важнейших областях: политике, экономике, военной сфере… Я хочу обратить внимание, что наше присутствие здесь не направлено против кого бы то ни было. Его цель — извлечь общую пользу из сотрудничества. Вместе мы сильнее. Все больше ощущается готовность разных стран действовать в соответствии с собственными, а не чьими-то чужими национальными интересами.
— Нам известно, что Москва поддерживает Белград в поисках справедливого решения для Косово и Метохии. Но критики отмечают, что россияне могут в данном вопросе «торговаться» с Западом, напоминая о 90-х, когда Москва проголосовала за введение санкций против Белграда и не смогла предотвратить бомбардировки НАТО. Можно ли проводить параллели между тем периодом и нынешними событиями?
— Мой друг любит говорить: «Верить или нет? Первое — благородно. Второе — безопасно». Если говорить серьезно, то Россия не «торгует» отношениями со своими друзьями. В нашей трудной, но героической истории тому есть множество подтверждений. Никакой торговли косовской проблемой, если говорить о России, не было и быть не может. Что касается трагических событий, которые происходили на территории бывшей Югославии в последнее десятилетие ХХ века, даже сегодня, с перспективы прошедших лет, многие аналитики воспринимают и оценивают их по-разному.
На мой взгляд, главной причиной тех событий была жажда интервенций, которая охватила Запад под влиянием выдумок о «конце истории» и приходе эпохи однополярного мира. Та идеология распалась, и время ее последователей подходит к концу. Повторения вооруженного конфликта на Балканах быть не должно. При всей специфичности и даже скепсисе, который она вызывает, Резолюция 1244 Совета безопасности ООН остается единственной основой для политического решения косовской проблемы. В резолюции учитываются и национальные интересы Сербии, что дает возможность их отстоять. Политику тут делает Белград. А Россия всегда поддержит ваши легитимные желания и ваш выбор. Что касается «торговли» чьими-то интересами, то это термин из лексикона наших оппонентов. Наша история, как и история Сербии, написана потом и кровью. Наша дружба так крепка, потому что она искренна и проверена временем.
— Некоторые сербские СМИ высказывают предположения о возможности военной поддержки со стороны Кремля, если ситуация в регионе обострится и если Сербия вновь столкнется с угрозой международного насилия. Насколько обоснованы эти предположения, и какую помощь готова оказать Россия?
— Между Россией и Сербией налажены полноценные военные и военно-технические связи, которые значительно укрепляют обороноспособность вашей страны. Сейчас проводятся учения «Славянское братство». Через неделю — учения по устранению последствий чрезвычайных ситуаций. Чем шире будет этот потенциал, тем осторожнее будут вести себя те, кто, быть может, хотел бы навредить Сербии. Мы готовы помочь в том объеме, в котором заинтересовано сербское руководство. Российское общество и российский народ любят Сербию и на протяжении веков сопереживали ему и в горе, и в радости. Это чрезвычайно сильный политический инструмент, который врагам Сербии не стоит недооценивать.
— После Вас место российского посла в Белграде займет опытный дипломат и великолепный знаток нашего региона Александр Боцан-Харченко. Если бы Вы могли оставить ему послание о Сербии одним предложением, то каким бы оно было?
— Как сказала великая и замечательная Десанка Максимович, которая, кстати, является первым председателем Общества российско-сербской дружбы, «Сербия — это большая тайна». Это можно считать и дипломатическим советом. Если оставить лирику, то Александр Боцан-Харченко — опытный балканист, который многие десятилетия работал в этом регионе и хорошо с ним знаком. Я уверен, что в рамках своих полномочий он продолжит работу для открытия новых горизонтов в российско-сербских отношениях. Я искренне желаю ему на этом поприще успехов. Также я желаю ему удачи, что в нашей работе немаловажно.
— Ваша книга, которую вы написали о дипломатической службе в Сербии, кое-кому напомнила «Московские годы» бывшего посла Югославии в СССР Велько Мичуновича. Факт в том, что Ваши «белградские годы» Вы завершаете окруженный симпатией сербского народа. Как родилась идея книги, как долго Вы ее писали, и кому она адресована? Чего стоит ожидать читателям?
— За последние несколько месяцев я написал серию эссе о своей работе в Сербии, о характере и особенностях сербов, о разных эпизодах моего общения как с высшим руководством страны, так и с обычными, как говорится, людьми. Эти беседы зачастую были очень интересными, глубокими и поучительными. Признаюсь, что не читал «Московские годы». Но обязательно поинтересуюсь. Спасибо за совет. Книга выйдет в свет сразу после завершения моей миссии и отъезда из Белграда, точнее через несколько недель. Книгу я написал от первого лица не столько как российский посол, сколько как русский человек. Без комплиментов, но с любовью. Спасибо «Политике» за неизменное внимание к России и за профессионализм. Я надеюсь, что Сербию ожидает прекрасное и успешное будущее, которого сербы заслуживают. Я не говорю «прощайте». Я говорю «до свидания».