Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Forbes (США): выдержит ли Россия предстоящий «энергетический переход»?

© РИА Новости Илья Питалев / Перейти в фотобанкСтроительство газопровода "Северный поток-2" в Ленинградской области
Строительство газопровода Северный поток-2 в Ленинградской области
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия — это один из тех игроков, которые в течение ближайших 15-20 лет должны будут во что бы то ни стало адаптироваться. Но поскольку администрация Путина никакого интереса к таким реформам не проявляет, решение этих проблем будет зависеть от следующего поколения российского руководства, пишет «Форбс».

Наступает новая глобальная энергетическая реальность. Эпоха углеводородов, благодаря которой человечество прошло второй этап промышленной революции, вышло за пределы использования угля и в космос, подходит к концу. Каменный век закончился не из-за того, что закончились камни. То же самое касается нефти и газа.

Сейчас мы вступили в эру возобновляемых источников энергии, когда генерируется экологически чистое (с нулевыми атмосферными выбросами) электричество с использованием почти неограниченных ресурсов (солнечное излучение, энергия ветра и приливов, водород и со временем — дейтерий). Передовые интеллектуальные электрические сети, коммунальные системы аккумулирования и беспилотные электромобили, работающие на различных источниках питания — от литий-ионных аккумуляторов до водородных топливных элементов, являются важнейшими составляющими этого исторического «энергетического перехода».

Каждый из этих технологических трендов вытеснит спрос на основной источник бюджетных поступлений России — ископаемое топливо.

Этот «энергетический переход» будет иметь серьезные последствия для существующих сегодня лидеров углеводородного века — от Москвы и Каракаса до Тегерана и Эр-Рияда. Российская Федерация, являющаяся сегодня крупнейшим в мире экспортером газа и вторым из самых успешных в мире производителей нефти — это один из тех игроков, которые в течение ближайших 15-20 лет должны будут во что бы то ни стало адаптироваться. Следует отметить, что 40% своих доходов Россия получает от продажи нефти и газа, из-за чего фактически является петрогосударством. Она и другие страны, доходы которых зависят от продажи углеводородов, должны принять новую реальность и решительно отреагировать, если они рассчитывают выжить в эпоху возобновляемых источников энергии.

Это означает, что нынешняя стратегия Кремля, «разворот на Восток» в сторону азиатских рынков, потребляющих большое количество энергоносителей (судя по его газопроводу «Сила Сибири» в Китай и нефтепроводной системе «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) в страны Азиатско-Тихоокеанского региона), в лучшем случае недальновидна. Поскольку Китай присоединяется к развитым странам и пытается сокращать атмосферные выбросы, он ограничит импорт российских углеводородов.

Даже Германия, которая является конечной точкой вызывающего острые споры российского газового мегапроекта «Северный поток — 2», уже заявила, что в соответствии со своей национальной программой перехода на альтернативные источники энергии через 10 лет закупки российского газа начнут сокращаться. Так называемая политика «Энергетический поворот» (Energiewende) направлена на сокращение выбросов парниковых газов (ПГ) примерно на 40% к 2020 году, на 55% к 2030 году и до 95% в 2050 году по сравнению с уровнями 1990 года. И это никак не вяжется с увеличением импорта российских углеводородов.

Предстоящий «энергетический переход»

По наилучшим оценкам отрасли, пик мирового спроса на углеводороды придется на период между 2030 и 2040 годами, после чего мы станем свидетелями резкого снижения потребностей в нефти и газе. В Европе, которая является основным рынком экспорта российских углеводородов, пик спроса на ископаемое топливо уже пройден.

Как мы уже видели в Европе, спрос на углеводороды будет определяться снижением затрат на возобновляемые источники энергии, политикой правительства, новыми технологиями и изменениями в стратегиях компаний по подготовке к новой энергетической эпохе. За этим соответственно последуют структурные изменения в предложении, спросе, структуре энергопотребления и изменения цен на углеводороды.

Автомобили с двигателем внутреннего сгорания, на которые приходится более 50% мирового потребления нефти, уступают свою долю рынка электромобилям (ЭМ) каждый год. В 2017 году на электромобили приходилось 1,3% мирового автомобильного рынка — по сравнению с 0,8% в 2016 году. В прошлом году впервые было продано более одного миллиона ЭМ. Снижение затрат на технологии аккумуляторных батарей в сочетании с использованием возобновляемых источников энергии, такой как солнечная и ветровая, привело к выработке конкурентоспособной по стоимости (полной приведенной стоимости LCOE) энергии в диапазоне 20-40 долларов за киловатт-час. Благодаря этому эти установки по стоимости производства электроэнергии вышли на один уровень с электростанциями, работающими на природном газе, и даже превзошли большинство АЭС.

По данным исследований, проведенных международной консалтинговой компанией «Вуд Маккензи» (Wood Mackenzie), к 2035 году около 20% мировых потребностей в электроэнергии будет удовлетворяться за счет солнечной или ветровой энергии, при переходе на эти виды энергии замещение потребление газа будет эквивалентно примерно 100 миллиардам кубических футов в день. К 2040 году замещение потребления нефти результате более широкого внедрения электромобилей удвоится и составит почти шесть миллионов баррелей в сутки. Стоит отметить, что с 2010 года затраты на производство электроэнергии фотоэлектрическим методом преобразования солнечной энергии сократились на 80%. А затраты на выработку электроэнергии с использованием более испытанных технологий, например, на наземных ветроэлектростанциях, снизились примерно на 30%.

«Вуд Маккензи» также прогнозирует, что с 2035 года в результате более активного перехода на возобновляемые источники энергии и на использование электротранспорта для многих энергетических систем во всем мире они станут выбором по умолчанию. Более того, половина всех построенных в мире новых электростанций будут солнечными или ветровыми, либо гибридного типа с хранилищем. Кроме того, 50% всего нового транспорта на дороге будет электрическим. Слияние других технологий, таких как индивидуальное и совместное использование автомобилей, ускорит этот быстрый рост.

Сегодняшние энергетические проблемы России

Даже без предстоящего «энергетического перехода» Россия подвергается серьезной опасности, связанной с глобальными тенденциями в энергетике. Увеличение мировых запасов углеводородов, нефтегазовый бум, вызванный «сланцевой революцией» в США, и снижение спроса на энергоносители в странах-членах ОЭСР оказывают сильное давление на российскую экономику, зависящую от углеводородов.

Серьезными угрозами экономической устойчивости России являются разгул коррупции, экономические санкции из-за войны с Украиной, начавшейся в 2014 году, сокращение численности населения, относительно низкая продолжительность жизни, недостаток инвестиций в исследования и разработки (НИОКР) и рост внутренних цен на основные товары.

Одним из путей решения этих проблем могла бы стать глубокая правительственная реформа, включающая улучшение инвестиционного климата посредством укрепления верховенства права, обуздание коррумпированных и пользующихся огромной властью правоохранительных органов, создание благоприятных условий для предприятий малого и среднего бизнеса, развитие туризма, динамичное развитие инновационного и венчурного капитализма и дальнейшее развитие сельского хозяйства.

Но поскольку администрация Путина никакого интереса к таким реформам не проявляет, решение этих проблем будет зависеть от следующего поколения российского руководства — или от того, будет ли оно вести свою страну к дальнейшему упадку.

Про Россию говорят, что она никогда не является такой сильной или такой слабой, какой кажется. Окончание углеводородной эпохи станет для страны последней проверкой на прочность.