Не секрет, что донер популярен во многих европейских странах, прежде всего в Германии, но в Турции мало кто знает о «любви» русских к донеру.
После распада Советского Союза турецкий донер тоже вскоре занял свое место среди широко потребляемых продуктов «фастфуда» в России. Но вокруг донера в России существует некоторая «путаница», потому что в этой стране больше распространено название «шаурма». На самом деле на вывесках большинства маленьких ларьков написано на русском языке «ДОНЕР» заглавными буквами, но, когда вы подходите ближе, то в меню видите цену за порцию «шаурмы». Русские переняли слово арабского происхождения «шаурма» («шавурма»), с которым познакомились около 30 лет назад, тем не менее надписей «донер» на вывесках закусочных, продающих еду такого рода, тоже хватает. На одних написано «Турецкий донер», на других — «Такос-донер», на третьих — «Street донер», а некоторые из армянских торговцев даже вешают табличку «Карсский донер».
Два года назад вопрос о названии этого блюда вызвал изрядные споры в России. Несмотря на распространенное название «шаурма» и даже то, что в Санкт-Петербурге принято говорить «шаверма», филологи пришли к выводу, что необходимо употреблять исконное название — «донер».
Донер иногда заменяет завтрак, иногда — обед, а порой и ужин. Это продукт, который в Москве больше всего потребляется в местах, расположенных близ станций метро и вокзалов. Например, у Ярославского вокзала находится по меньшей мере шесть донерных. В российских донерных предпочтение по большей части отдается донеру с курицей из-за его дешевизны. Например, донер с курицей в лаваше стоит 120-150 рублей, то есть примерно 11-13 турецких лир. А цена донера с мясом, который продается в некоторых закусочных, хотя и редко, составляет 250 рублей, то есть около 23 лир. Поэтому российские потребители предпочитают донер с курицей, который значительно дешевле. А внутрь может добавляться майонез, кетчуп, капуста, огурцы, томаты, репчатый лук, морковь и сыр.
Конечно, между донером, который продается в России, и классическим турецким донером есть разница.
Например, управляющий рестораном «Идола турецкий донер», что находится напротив станции метро «Смоленская», азербайджанец по происхождению Черкез Керимов (Çerkez Kerimov) говорит, что между донером и шаурмой существует значительная разница: «Раньше были случаи отравления некачественной шаурмой. А в нашем заведении продается только турецкий донер. Мы используем полностью те же ингредиенты, что и в Турции при приготовлении донера. Обязательно хлеб, а к донеру подается айран. В донере должен быть запах мяса, а не майонеза. В шаурме же преобладает майонез. Поэтому я склонен разделять донер и шаурму».
Керимов отмечает, что многие россияне, которые приходят в ресторан, отдыхают в Турции, и продолжает: «Наши клиенты знают донер лучше нас. К донеру непременно просят айран».
Повар турецкого ресторана «Босфор» на исторической улице Арбат в Москве Хасан Хусейн (Hasan Hüseyin), сетуя на то, что в России в шаурму кладут много ненужных ингредиентов, говорит: «Совсем нет вкуса. Зачем нужен майонез и многое другое? На мой взгляд, донер и шаурма очень отличаются друг от друга. В ресторане донер качественный. Мне как повару не нравится шаурма, которая продается в России. Даже не нужно пробовать, по одному внешнему виду понятно, какое это качество».
Владелец «Босфора», сопредседатель Российско-турецкого союза предпринимателей Наки Карааслан (Naki Karaaslan), озвучивая похожую критику, отмечает: «Поэтому в нашем ресторане мы каждую субботу с 12.00 до 18.00 стали проводить "Дни донера". Цель — познакомить жителей Москвы и гостей города с вкусным турецким донером. Тот донер, который мы знаем, ни за что не станет шаурмой».
Мы подходим к людям, которые едят донер на Ярославском вокзале, и спрашиваем их мнение. Молодой человек по имени Андрей говорит: «Вкусно и дешево. Я поздно прихожу домой. Поэтому иногда что-нибудь перекусываю на бегу здесь. Донер — лучший вариант».
Светлана тоже жалуется: «Я знаю, какой донер в Турции, и люблю его. Но то, что готовят здесь, отличается от того донера, к которому мы привыкли в Турции».
А повар в донерной по имени Ислам рассказывает, что в среднем в день продается около 200 порций.
Мы спрашиваем также мнение преподавателя Московского государственного университета пищевых производств, профессора, доктора Григория Дубцова, который настаивает на том, что шаурма готовится в антисанитарных условиях. «В некоторых районах Москвы, особенно рядом с вокзалами, продается и потребляется много шаурмы, потому что она дешевая, — продолжает Дубцов. — Дело в том, что у нас не так много мест с разумными ценами. Вообще эта культура шаурмы нам чужда, она пришла около 25 лет назад. Но главное, что еда, которая продается на улице, является нездоровой с точки зрения санитарных норм и гигиены. В ресторане совсем другие условия».
Мы говорим о социологическом измерении проблемы с одним из ведущих экспертов Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В.П.Сербского Министерства здравоохранения России Ренатой Кутуевой. Она комментирует: «Ритм большого города определяет наше пищевое поведение. Любой фастфуд, включая донер, — это быстро, удобно, недорого и вкусно. Фастфуд был изобретен для экономии времени, то есть чтобы избавить нас от необходимости готовить дома и дать нам возможность использовать дополнительное время как-то иначе. Но на самом деле фастфуд формирует у нас на бессознательном уровне привычку "торопиться" и в других сферах, а это приводит к тому, что мы становимся более нетерпеливыми».