Страсбург — Во вторник, почти в два ночи по киевскому времени и около часа — по Страсбургу, во Дворце Европы все еще продолжалась активная работа. 190 депутатов — значительно больше, чем приходит в ПАСЕ на обычные дневные сессии — пожертвовали сном, чтобы принять участие в историческом голосовании, которое может определить будущее Совета Европы. Убедительное большинство, 118 из них, проголосовали так, как требовала от ассамблеи Москва.
Победа россиян была вполне прогнозируемой, несмотря на все усилия украинской делегации. Поэтому еще в понедельник, рассказывая о «креативе» Киева в противодействии РФ, «Европейская правда» отмечала: нынешние действия были скорее «фолом последней надежды». Если и была возможность изменить ход событий, то она осталась далеко в прошлом. А теперь плана, способного остановить победу Кремля, просто не существовало в природе.
Наше издание следило за «антисанкционной» сагой с самого начала, и мы уже объясняли мотивы тех, кто отдал голос в пользу РФ (многие из них действительно пребывают в иллюзиях). Но самое главное сейчас — как можно скорее ответить на вопрос, что теперь делать Украине в Совете Европы.
Кратко о действиях Украины
«Проглотить» поражение в Страсбурге недопустимо, и это не только вопрос чести. Ночное решение ПАСЕ стало первым прецедентом, когда с России снимают санкции, введенные за ее агрессию. Вялая реакция Украины станет сигналом для наших противников, и следующих послаблений санкций не придется долго ждать. Пока — на словах — реакция Киева выглядит жесткой и достойной. Но потребуются действия.
Однако «жестко» не означает «бездумно». Действовать придется так, чтобы протест не ударил по нашей стране и не оставил нас без рычага влияния на процесс. Во-первых, о выходе Украины из Совета Европы речь не идет, как бы ни хотелось на эмоциях хлопнуть дверью. Это даже не обсуждается. Последствия такого шага в отношениях с Западом были бы очень болезненными для Украины. Напомним, кстати, что единственное государство европейского континента, которое не входит в СЕ — это Беларусь.
Во-вторых, остановить уплату взносов — тоже не вариант. Копирование российских действий редко когда помогает, а сейчас — и подавно. Этот путь ведет к гарантированному поражению, просто не сейчас, а через два года. Однако есть и другие, безопасные варианты действий.
Никаких наблюдателей от ПАСЕ на выборах в Украине — ни сейчас, ни потом. Минимум сотрудничества с другими миссиями дискредитированной организации. Будущие рекомендации органов СЕ отныне не становятся для нас обязательными (кто знает, не были ли они приняты под схожим давлением). Возможно также закрытие Офиса Совета Европы в Киеве.
Послу Украины следует прекратить ходить на заседания Комитета министров СЕ. Участие нашего министра в ежегодных заседаниях и подавно лишено смысла — там хватит посла. Но (и это важно!) мы не отказываемся от рычагов влияния на решения КМСЕ, которые формируются на рабочем уровне.
Организация дискредитирована, и не наша задача — добавлять ей легитимности на этих выборах. Кроме того, уже известно, что в среду украинские депутаты покинут ассамблею в знак протеста против сдачи ею ценностей ради дружбы с РФ. Но это не должен быть «выход навсегда». Возможно — до конца года. Потому что оставлять ассамблею в руках россиян и их друзей — не лучший выход; если так поступить, то очень скоро в ассамблее появятся депутаты из Крыма, и нам останется лишь констатировать очередное поражение, которое произошло уже без нашего участия.
Значительно логичнее будет использовать все механизмы давления на россиян. Страсбург должен превратиться для них в горячую сковородку. Но не сейчас. Сначала — демарш. А перед ним мы должны использовать все возможности восстановить санкции против России.
Окончательное ли это поражение?
Итак, теперь это официально: механизм санкций отменен, Россия может возвращаться в ПАСЕ. Такое решение приняла ассамблея в ночь на вторник подавляющим большинством голосов. Российская делегация, кстати, была настолько уверена в победе, что в понедельник вечером уже прибыла в Страсбург правительственным бортом. Прилетели даже депутаты, находящиеся под санкциями ЕС — всем им Франция «в виде исключения» выдала визы. Рано утром в ПАСЕ поступило официальное письмо парламента РФ о возобновлении работы россиян в ассамблее, и уже на утреннем заседании они физически будут присутствовать во Дворце Европы.
Но это не значит, что Украине остается лишь жаловаться/разводить руками. Попытки остановить россиян продолжатся, пока для этого есть инструменты. Во вторник в ПАСЕ будут предприняты сразу две попытки обжаловать полномочия РФ. И формально ассамблея сохранит возможность восстановить санкции в среду — хотя эти ограничения и не будут такими, как раньше.
Посмотрим на вещи трезво: шансы на успех — минимальные. В ПАСЕ сформировалась широкая коалиция тех, кто поддерживает прощение агрессора на любых условиях. Минувшая ночь показала, что решение ими уже принято и никакие аргументы здесь не работают. Однако нужно использовать все возможности.
Именно поэтому утром, когда россияне передали списки своих участников ассамблеи, депутаты от Украины и государств-партнеров дважды обжаловали появление представителей РФ в зале ПАСЕ. Первое обжалование — процедурное. Действительно ли те, кто выдает себя за депутатов Госдумы — законно избранные депутаты? Ведь выборы по партийным спискам проходили в том числе и на территории Крыма, аннексию которого ПАСЕ не признает — так можно ли признавать полномочия этих депутатов?
Второе обжалование — содержательное. Ассамблея действительно выхолостила санкционный механизм, но часть ограничений все же возможно ввести. Например — запретить россиянам участвовать в миссиях по наблюдению за выборами. Представьте, что депутаты от РФ поедут в Украину. Наше государство их прогнозируемо не пустит. И тогда, по правилам ассамблеи, санкции должны быть введены уже против Украины.
Ближайшие сутки уйдут на подготовку решения по этим обжалованиям и голосование за него. А дальше, до конца этой сессии, украинским депутатам в Страсбурге делать нечего.
Что должно делать правительство
Еще во время дискуссии в зале от ряда депутатов (и не только украинских!) звучала мысль о том, что с прощением России Совет Европы перестанет существовать в привычном виде. И это не преувеличение. До сих пор козырем Страсбурга был непререкаемый авторитет организации. Ее советами Киев не всегда был доволен — но никогда не ставил под сомнение. Теперь это в прошлом. «Мы являемся свидетелями смерти Совета Европы. Если решение будет принято, то от организации не останется ничего, кроме вывески, здания, ну и денег», — заявил Леонид Емец на дебатах в ПАСЕ прошлой ночью.
Украинский МИД также отверг дипломатичность в оценках и официально провозгласил: старого Совета Европы больше нет. Неэффективных, политически предвзятых организаций в мире полно. Возьмем ту же ООН, к которой масса вопросов — но это не повод выходить из нее. С Советом Европы — то же самое. Европейское государство, не являющееся членом СЕ, не имеет перспектив в диалоге с Евросоюзом. В конце концов, мы — не Россия, а потому не можем, не должны и не хотим отказываться от обязательств. От соблюдения базовых прав человека, запрета пыток или внесудебных наказаний, от выполнения решений Европейского суда по правам человека и т.п.
Поэтому Украина сохранит преданность ценностям Совета Европы (настоящим, тем, которые существовали до сих пор). Но в то же время мы не обязаны сохранять прежний уровень своего участия в работе этой организации. Что нам нужно сохранить — так это контроль за принятием решений и влияние на них. Для этого украинские дипломаты, чиновники и эксперты все так же будут ходить на заседания рабочих групп, на которых поднимают украинские темы. Однако политическое освящение работы Совета Европы нам не поможет, и его следует прекратить.
МИД должен объявить, что до завершения кризиса в отношениях посол Украины прекращает участие в еженедельных заседания Комитета министров СЕ, а министр — в ежегодных министерских встречах. В дипломатическом мире такой демарш многое значит.
Мы упомянули о «завершении кризиса», и это весомый элемент. Начиная дипломатическое противостояние, стоит задуматься над тем, как и при каких условиях его можно будет прекратить. Основанием для смягчения (но не прекращения) кризиса в отношениях с Советом Европы может быть, например, освобождение россиянами украинских пленных. Конкретные требования должен определить Киев, заранее их объявив.
Отдельная идея — закрыть офис Совета Европы в Киеве.
Ее высказывают уже официально, и, конечно, это вызовет вопросы в экспертном сообществе — ведь в офисе работает немало патриотов Украины, которые точно не поддерживают ту капитуляции СЕ, которая произошла прошлой ночью. Но, как говорится, «демарш так демарш».
Что нужно делать по линии парламента?
Стоит признать, что наша делегация была на высоте — в то время, пока писалась эта статья, депутаты объявили о решении, выполняющем большинство рекомендаций, которые следовало бы дать. Украина уже объявила, что приостанавливает участие в работе ПАСЕ, причем делает это временно, оставляя окончательное решение за новоизбранным парламентом. И это — очень важное отличие от России, которая в 2015 году ушла из Страсбурга на целых три года. Для Украины это категорически недопустимо.
Мы должны вернуться в ПАСЕ не позднее января 2020 года, чтобы принять участие в распределении мест в комитетах, получить влияние на принятие решений и так далее. Западные депутаты выбрали «диалог» с россиянами (что поделаешь, именно так они видят это решение) и вернули агрессора в ПАСЕ. Да, это позорное решение, но не стоит упрощать его до «полной зрады»: пока что Европа не готова закрывать глаза на нарушения и преступления России.
И даже при участии российских депутатов они будут проигрывать нам битву за битвой в ПАСЕ… при одном простом условии — если мы останемся в ассамблеи и будем работать там так же активно, как делали это до сих пор. Остается надеяться, что по крайней мере часть из действующих членов ПАСЕ от Украины войдет в следующий парламент и поделится своим навыками жесткого противодействия россиянам. Ведь пять лет подряд им удавалось держать оборону в Страсбурге. И поверьте, этот опыт — неоценимый.