В последний день июня ОБСЕ сообщила о полном разведении сил у станицы Луганской. Войска отвели как украинские силы, так и формирования сепаратистов. Параллельно Владимир Зеленский начал активно раскручивать эту тему — хотя ранее обходил ее стороной. Он поприветствовал разведение сил и предположил, что оно станет началом полного прекращения огня.
Однако в это верится с большим трудом. Пока в Луганской области «для картинки» разводили военных (да и то не очень далеко), в Донецке резко усилились обстрелы окраин, которые примыкают к позициям ВСУ. Именно за последние дни появилось немало раненых среди гражданских на неподконтрольных территориях. Да и украинская армия потеряла за июнь по официальным данным девять человек.
ОБСЕ и Зеленский празднуют победу
30 июня миссия ОБСЕ на Украине заявила о полном разведении сил у станицы Луганской. «29 июня СММ получила ноту министерства иностранных дел Украины, в которой сообщается о том, что разведение сил и средств Вооруженных сил Украины на согласованной участке разведения в районе станицы Луганской завершено.
30 июня Миссия получила письмо от вооруженных формирований с неподконтрольных правительству районов Луганской области, в котором сообщается о том, что они завершили разведение сил и средств на согласованном участке разведения в районе станицы Луганской», — написано в отчете Миссии.
Участники СММ также напомнили хронологию событий. «26 июня СММ зафиксировала, что процесс разведения сил и средств начался, когда личный состав Вооруженных сил Украины и члены вооруженных формирований оставили свои передовые позиции вместе с вооружением и вышли за пределы участка разведения», — сказано в рапорте.
В течение нескольких дней миссия наблюдала, как военные с обеих сторон покидали свои позиции. ВСУ начали проводить работы по демонтажу передовых фортификационных сооружений и разминирование. А сепаратисты разобрали укрытия, убрали несколько бетонных блоков и приступили к обустройству новой контрольно-пропускной инфраструктуры — за пределами участка разведения.
Довольна происходящим и Украина. Леонид Кучма, который 28 июня приехал посетить участок разведения, заявил что после отвода сил начнется ремонт пешеходного моста через Северский Донец — по нему жители Донбасса переправляются на неподконтрольные территории и обратно.
По сообщениям журналистов, которые пообщались с наблюдателями ОБСЕ, подразделения ВСУ отошли на 500 метров, а сепаратисты — на полтора километра.
После выхода отчета ОБСЕ слово взял и Владимир Зеленский. «В станице Луганской произошло разведение войск с обеих сторон. Это зафиксировала и подтвердила Мониторинговая миссия ОБСЕ», — сказал Зеленский в опубликованном видеообращении. Он назвал разведение сил — первым шагом к прекращению огня, который стал возможен благодаря разблокированию Минского процесса. «Я не хочу обещать, что завтра будет мир, но мне кажется, что надежда на начало завершения горячей фазы войны — эта надежда появилась», — сказал президент и призвал украинцев не паниковать и соблюдать спокойствие. «Никакой зрады нет, но и перемоги пока тоже нет. Но это первый наш реальный успех. Поздравляю!» — сказал Зеленский.
Мир под звуки канонады
В том, что перемоги нет — Зеленский совершенно прав. Пока на одном и без того не слишком напряженном участке происходило разведение сил, на других только ужесточились обстрелы. «Страна» уже рассказывала о том, что в середине июня началось серьезное обострение в районе Донецка. Город впервые за длительное время услышал канонаду «как в 2015 году».
Что интересно, у Владимира Зеленского эту закономерность никак не комментируют. А по сводкам ООС никакого особого обострения на фронте вообще не наблюдается — Украина преподносит ситуацию на фронте как дежурную, пусть и напряженную. То есть, в риторике Банковой обострения на Донбассе нет — а есть только «разблокировка Минского процесса». О чем это может говорить?
Растяжка Зеленского
Создается впечатление, что с одной стороны на Банковой разводят войска, с другой — спокойно смотрят на обстрелы Донецка. И пока непонятно, какой из этих двух векторов у Зеленского будет преобладать. Подобная двойственность просматривается везде.
Например, в теме с русским языком. С одной стороны глава администрации президента Андрей Богдан заявляет, что можно разрешить Донецкой и Луганской области использовать русский как региональный, как условие возврашения «ЛДНР» в Украину. С другой — что мешает перестать драконить русскоязычное население тотальной украинизацией на подконтрольных территориях уже сейчас?
После своей инаугурации Зеленский говорил, что «внимательно изучит» мовный закон, который Порошенко подписал в мае. Этот документ, как уже разбирала «Страна», противоречит не только здравому смыслу, европейским традициям, но и как минимум двум статьям Конституции.
Логичным шагом президента могла бы стать отправка закона в Конституционный суд, где можно было бы отменить ряд наиболее одиозных статей или весь документ целиком. Однако, никаких реальных шагов в сторону языковой либерализации Зеленский не делает — а только вбрасывает в информационное поле некие тезисы, о которых назавтра можно будет и забыть.
В том же стиле новый президет работает и по другим направлениям. Что уже вызывает основательную критику его действий и справа, и слева. Так, сторонники Порошенко активно критикуют Зеленского не только за разведение сил у станицы Луганской. Недавно они упрекнули, что он допустил возвращение России в ПАСЕ.
И пусть их критика стоит на ложном посыле о том, что Зе якобы пытался обменять возвращение России в ПАСЕ на возвращение моряков домой, но на часть избирателей (которая ориентируется на националистические месседжи) она может убедить. Одновременно, Зеленский может потерять и сторонников партии мира, которые пока не видят никаких подвижек по мирному процессу на Донбассе. В том числе — и по возвращению пленных.
При этом часть пленных вернул домой Виктор Медведчук. Один из лидеров конкурирующей со «Слугой народа» партии «Оппозиционная платформа — За Жизнь». Со стороны Медведчука и его политсилы также звучит критика Зеленского — не только по вопросу моряков, но и в целом по вопросу урегулирования с Россией. Сперва Зеленский сделал это урегулирование своей предвыборной фишкой. А потом вообще отказался даже переговоры с Путиным вести.
Но параллельно дверь для таких контактов формально не закрывается, и постоянно идут намеки, что они вот-вот начнутся — после выполнения неких условий или предпосылок. То есть, пока, через месяц у власти, нельзя сказать, что у Зеленского есть сформированная стратегия по ключевому направлению — миру на Донбассе. Поскольку на каждый шаг в сторону мира делается такой же шаг в сторону войны.
И в целом понятно, почему так происходит. Новый президент хочет понравиться всем — и Западу, и националистам, и — на период предвыборной кампании — жителям Юго-востока. Но всех стульях не усидеть. И с одной стороны рейтинг «Слуги народа» начал подтачивать «Голос» Вакарчука, а с другой — «Оппозиционная платформа» Медведчука-Бойко.
В этом разрезе судьба урегулирования на Донбассе выглядит шаткой. Не исключено, что Зеленский добьется тактических успехов на отдельных участках фронта. Особенно он будет стараться до выборов. Однако после них все решится в зависимости от того какой будет конфигурация коалиция в будущей Раде. Если «Слуга народа» ее создаст вместе с «Голосом» Вакарчука, то, скорее всего, на любых подвижках по миру можно будет поставить крест.
И тогда политика Зеленского может быстро войти в русло стратегии его предшественника Петра Порошенко с косметическими изменениями. Если же в формировании будущей структуры власти примет участие «партия мира» (та же «Оппозиционная платформа За жизнь»), то Украина действительно может поменять курс — с войны на мир.