На минувшей неделе сразу две европейские страны — Швеция и Австрия — приняли новые «антитабачные» законы. Но если Швеция является своего рода «тоталитарной демократией», где уже запрещено очень многое, то в более либеральной Австрии решение вызвало шок у широкой части общества и прежде всего хозяев баров и ресторанов. Австрия была практически последней европейской страной, где курение в кафе и ресторанах было разрешено — хоть и с ограничениями. Закон, принятый австрийским парламентом и вступающий в силу в ноябре, запрещает курение в барах, ресторанах, дискотеках и даже на уличных террасах. Кроме того, запрещается курение электронных сигарет и кальянов, что приведет к закрытию многочисленных кальянных салонов.
Возмущенные владельцы этих заведений намерены обратиться в конституционный суд с требованием отменить драконовское решение. Они обосновывают это громадными экономическими потерями и угрозой закрытия сотен ресторанов, баров и кафе. К протестам присоединились многие горожане, которые считают, что подвыпившие посетители будут теперь курить и орать на улице у них под окнами, особенно в поздние часы. В первую очередь это касается ночных баров, где клиенты в своем большинстве курят.
Однако, по мнению наблюдателей, шансов у протестующих немного, поскольку запрет на курение вписывается в общеевропейскую тенденцию, и Австрия здесь не исключение. Национальные программы по борьбе с табакокурением приняты в большинстве стран Европы. Лидируют скандинавские страны: так, Финляндия намерена стать полностью «некурящей» страной к 2035 году, Швеция — к 2025 году.
В Австрии особую озабоченность вызывают планы закрытия многочисленных кальянных. Во-первых, некурящие в такие заведения не ходят, и аргументы «пассивного курения» здесь неприменимы, а во-вторых, кальянные дают работу и возможность «расслабиться» многочисленным выходцам из стран Ближнего Востока, которые не потребляют алкоголь и не ходят в бары. В Австрии работают около 500 кальянных, которые дают работу примерно 10 тысячам сотрудников.
Единственной партией, отстаивавшей право граждан на курение в ресторанах, кафе и кальянных, была Австрийская партия свободы, которую либеральные элиты Европы обвиняют во всех смертных грехах, прибегнув в том числе к провокации на испанском острове Ибица. Там на частной вилле был записан видеокомпромат на лидера партии Хайнца-Кристиана Штрахе, что привело к распаду правящей правительственной коалиции. Сразу после этого правоцентристская Австрийская народная партия приняла решение поддержать запрет на курение.
Юристы обращают внимание на соседнюю Германию, где нет единого запрета на курение, все решается на уровне земель, а зачастую и коммун. Хотя в целом курение в «гастштеттах» (заведениях ресторанного типа) запрещено, в ряде земель допускается создание небольших курительных комнат или зон. В Баварии запрет на курение в ресторанах носит абсолютный характер, в то время как в других землях есть исключения. Всего же 13 немецких земель из 16 приняли смягчающие поправки по просьбе владельцев баров, кафе и ресторанов. Так, в Берлине на дверях пивных, где курят, висит табличка «кафе для курящих, вход только для лиц старше 18 лет».
По части запретительных нововведений как всегда лидирует Швеция. Принятый здесь закон — абсолютно драконовский, он дополняет уже действующий 10 лет запрет на курение в ресторанах и кафе. Теперь курить нельзя будет также на террасах кафе, на улице у входа в рестораны, а также на игровых площадках, перронах и остановках общественного транспорта. Запрет распространяется и на электронные сигареты.
Принятые меры являются частью уже упомянутой государственной программы, — сделать Швецию к 2025 году некурящей страной. Следует признать, что эти запреты дают результат: уже к 2014 году Швеция имела самую низкую долю курильщиков в Европейском союзе (9,8% женщин и 7,5% мужчин). Для сравнения, в Греции и Болгарии курит 27% взрослого населения (по другим данным — около половины), в Германии — 15%.
Швеция вообще лидирует по части запретов: уголовной ответственности подлежат мужчины, покупающие сексуальные услуги «жриц любви», фактически вводится запрет на использование наличных денег (только электронный расчет), и, само собой разумеется, жестко регламентируется продажа алкоголя. Многие в Европе задаются вопросом: где же тут знаменитая «шведская свобода»? Ведь в массовом сознании Швеция до последнего времени ассоциировалась со свободой нравов.
Действительно, под давлением феминисток и ЛГБТ Швеция на государственном уровне вводит понятие «третий пол», имея в виду транссексуалов. Но в отношении гетеросексуальных мужчин здесь действуют самые жесткие феминистские ограничения в духе #MeToo. Так, основателя «Викиликс» Джулиана Ассанжа шведские власти обвинили в изнасиловании только за то, что во время секса с подругой он не пользовался презервативом. В этой связи некоторые читатели западных СМИ называют Швецию «запретительной», или «репрессивной» демократией. Ведь в понятие «права человека» должно входить и право распоряжаться собственной жизнью, здоровьем, «вредными» привычками, а также деньгами.
Немецкое общество защиты потребителей считает, что отказ от «налички», как это происходит в скандинавских странах, будет означать тоталитарный контроль над гражданами. Государство, банки и фирмы будут знать, кто, когда, что и по какой цене покупает. Парадокс «либеральной» Швеции заключается и в том, что насильственно внедряя «здоровый образ жизни», руководство этой страны практически проводит политику «замещения» коренного этноса. В расчете на душу населения Швеция приняла больше всего мигрантов в Европе, а такие города как Мальмё изменили свой этнический состав.
В целом на Западе доля курящих неуклонно снижается: так, в США этот показатель с 1965 года сократился более чем вдвое — с 42% до 18% населения. Вместе с тем глобальное табакокурение растет за счет развивающихся стран и происходящего в них демографического взрыва. В настоящее время, по данным ООН, свыше 1,1 миллиарда жителей Земли курят табак, из них 800 миллионов — мужчины. На развивающиеся и бедные страны приходится 80% всех курильщиков. Во многих странах Азии, Африки и Латинской Америки даже не ведется учет потребляемых сигарет и смертности, вызванной табакокурением.
Если раньше США были главным производителем табака, то теперь пальма первенства принадлежит Китаю, Индии и Бразилии. Китай является крупнейшим в мире производителем (42%) и потребителем табака: здесь насчитывается 350 миллионов курильщиков. В Китае табакокурение считается социальной нормой, и даже не делается попыток государственного давления на эту важнейшую отрасль экономики.
Ученые задаются вопросом — можно ли избавить человечество от потребности в психостимуляторах? Ведь табак и кофе — лишь наиболее видимая часть айсберга. Многие отмечают, что сокращение числа курильщиков табака есть чисто западное явление. Между тем в мире стремительно растет производство и потребление марихуаны — на 60% только за последние 10 лет. По данным ООН, около 200 миллионов человек регулярно курят марихуану, при этом именно ряд западных стран легализует ее потребление.
Растет потребление и других наркотиков, как растительного, так и синтетического происхождения. Показателен пример Калифорнии, где «продвинутые» городские элиты отказываются от алкоголя, табака и мясных продуктов, но при этом активно пользуются кокаином и амфетаминами. В этой связи не мешает вспомнить исторический факт: в годы «сухого закона» в США героин, принимавшийся до тех пор пероральным путем как средство от кашля, стал вводиться любителями «поймать кайф» внутривенно и превратился в «тяжелый» наркотик.