В украинском обществе поднялась волна возмущения по поводу проведения анонсированного телемоста «Надо поговорить» между российским телеканалом «Россия 1» и украинским телеканалом «Ньюсуан», подконтрольным куму президента РФ Виктору Медведчуку.
Этот телемост, с какой стороны ни посмотреть, проводится в интересах Медведчука. Проект необходим для электорального усиления рейтинга партии Медведчука «Оппозиционная платформа — За жизнь» накануне парламентских выборов. Ведь такой диалог помог бы преподнести кума Путина как единственного переговорщика по Украине, единственного политика, способного решить украинский вопрос с Россией.
Однако проведение такого телемоста представляет опасность для Украины. Прежде всего он несет информационную угрозу, нарушая информационную целостность и единую позицию, которым следовало большинство людей на Украине в течение последних лет. Также он бы сыграл на ослабление позиций официальной власти в нашем государстве. Этот телемост однозначно можно расценивать как вмешательство России во внутреннее информационное пространство Украины.
Хотя, в принципе, средства массовой информации имеют право проводить такие мероприятия (телемосты не запрещены в нашем государстве). Однако, учитывая то, с каким СМИ и с какой страной планируется телемост, возникает вопрос скорее морально-этического содержания.
Кроме того, Кремль, без сомнения, использовал бы этот телемост в свою пользу. Это стало бы своеобразной подготовкой российского общества к диалогу с Украиной. Если действительно будут выполняться минские соглашения в полной мере, то Кремлю придется объяснять своим гражданам, почему, например, России необходимо уйти с Донбасса. Так что все это — серьезный вопрос информационной политики России, ведь Кремль постоянно кормил свой электорат историями о «бандеровцах», а теперь как-то из этой картинки нужно ретироваться. Выходит, Кремлю этот телемост нужен был для пропаганды.
Да, возможно, NewsOne в судебном порядке мог бы обжаловать решение СНБО. Однако, все это было бы вопросом времени: пока состоится разбирательство, пока появится решение… А телемост нужен был Медведчуку именно до выборов — так как он логично бы вписывался в общую канву событий: Медведчук поговорил с кем нужно — освободили украинских пленных, Медведчук и компания съездили в Москву перед президентскими выборами, поговорили с Миллером о газе, а потом благодаря Медведчуку состоялась бы «информационная нормализация», то есть диалог.
Идея с телемостом была рассчитана на определенный информационный вакуум, связанный с запретом российских телеканалов на Украине. Поэтому для многих телезрителей, настроенных пророссийски, это был бы «глоток свежего воздуха».
Также в этой истории прослеживается еще следующий интересный момент. Все непопулярные, сомнительные и грязные заказы транслируются именно на канале NewsOne, а не на остальных СМИ Медведчука. Этот телеканал всегда находится в зоне риска, все его материалы на грани фола. Если проследить за деятельностью телеканала в течение последних двух лет, то можно заметить, что все наиболее резонансные сообщения представлял именно NewsOne. Вместе с тем телеканал «112» всегда стараются использовать более осторожно и цивилизованно. NewsOne действительно выглядит как «сливная яма». При этом аудитории этих медиа-активов пересекаются.
Создается впечатление, что Медведчук предпринимает все возможное, чтобы этот канал закрыли… По крайней мере, делает все, чтобы у телеканала были проблемы, или чтобы, избавившись от актива, сделать на этом пиар.
В общем, анонсированный телемост стал провокацией Медведчука. Ведь потом, когда власть каким-то образом помешала бы проведению телемоста, он представил бы на примере NewsOne, что на Украине происходят гонения на свободу слова.
В любом случае, что бы не произошло с телемостом и телеканалом, для Медведчука сложилась бы выигрышная ситуация: если бы NewsOne провел телемост, то был бы ажиотаж; если бы его проведение было бы запрещено решением СНБО, или националисты провели громкую акцию под стенами телеканала — тоже была бы сенсация, мол, на Украине срывают диалог и закрывают людям рот.
В любом случае, телемост — мобилизующий фактор как для электората Медведчука, так и для электората Порошенко. Они выигрывают, поставив новую власть и президента Зеленского на растяжку, заставляя принимать какие-то решения, которые бы демонстрировали позицию новой команды. Зеленский же не хочет демонстрировать конкретную позицию, по крайней мере до парламентских выборов — он пытается «проскочить между капельками» на выборы.
Эта скандальная история с телемостом так или иначе окажет свое влияние на рейтинги партии Медведчука. Медведчук уже закрепился в своей электоральной нише, завладев электоратом бывших коммунистов и пророссийским электоратом Партии регионов. Незначительная патриотическая часть бывшей Партии регионов — «Оппоблок» — имеет очень незначительные шансы на выборах. Медведчук пытается подмять под себя всех, а в итоге, думаю, «Оппозиционная платформа — За жизнь» легко может рассчитывать на 15%. Скорее всего, они будут иметь серьезную фракцию в Верховной раде. Но это не означает, что по мажоритарке у них будут такие же результаты.
Может ли анонсированный телемост стать веским основанием для лишения телеканала NewsOne лицензии? Если будет соответствующее решение СНБО, то почему бы и нет.
Следующий вопрос — как эта история повлияет на рейтинги Зеленского. Если команда нового президента продемонстрирует свою проукраинскую позицию и телеканал лишат лицензии, то не понятно, как на это отреагирует часть пророссийского электората, которая на президентских выборах голосовала за Зеленского. С другой стороны, если не будет никаких решений и действий по NewsOne, то в адрес Зеленского последуют обвинения в «измене».