В фильме «Переводчица» (The Interpreter) 2005 года режиссера Сидни Поллака (Sydney Pollack) есть такая сцена*…
Сильвия Брум (Николь Кидман), работающая переводчиком в штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, случайно становится свидетельницей разговора о планирующемся покушении и сообщает об услышанном службе безопасности ООН. Когда она беседует с сотрудником спецслужб Тобином Келлером (играет Шон Пен), который приходит, чтобы узнать подробности, между героями происходит следующий диалог:
— Секретная служба? А чем именно вы занимаетесь?
— Я отвечаю за безопасность глав других стран…
— Я много лет работаю в этом здании, но никогда вас не видела.
— У сотрудников спецслужб лица неприметные!
Во время этого диалога мне сразу вспомнился Владимир Путин…
Путин, которого мы видим то в кабине боевого самолета, то рядом с леопардом, то с обнаженным торсом верхом на коне, предстает в образе «мачо». Перед нами — лидер, который не боится опасных ситуаций, не стесняется в выражениях и не боится стукнуть кулаком по столу. Работа по формированию имиджа идет настолько успешно, что отнюдь не считанные единицы считают настоящими изображения Путина верхом на медведе, созданные в фотошопе!
Вот почему все в один голос твердят о «путинской харизме», которая много обсуждается как в России, так и за рубежом и признается практически безапелляционно.
Путин действительно харизматичен?
Возьмем какую-нибудь фотографию Путина и внимательно изучим ее, стараясь помнить, кто перед нами. Рост — всего 1,7 метра, при этом — неожиданная для 65 лет крепкая, даже мускулистая фигура. Можно сказать, что в последние годы он начал набирать вес, но пока не критично. Мы можем предположить, что отсутствием морщин на лице он обязан пластической операции, которую, по слухам, перенес в середине 2000-х. И без того тонкие светлые волосы в последние годы постепенно редеют.
Таким образом, на мой взгляд, перед нами не столько человек с привлекательной внешностью, сколько обычный россиянин, который для своих лет достаточно хорошо выглядит. Такого человека можно встретить на улицах Москвы или любого другого российского города — и даже не обернуться. У прошлых советских и российских лидеров, например, Владимир Ленина, Иосифа Сталина, Леонида Брежнева, Михаила Горбачева и сменившего его Бориса Ельцина были свои харизматические черты. А поскольку Путин не обладал такой особенностью от рождения, его харизма была создана позже — с помощью мощной машины пропаганды российского государства.
Конечно, отсутствие харизмы — это не преступление, да и цель этой статьи — не столько критика, сколько просто желание поделиться наблюдениями…
Вот почему Путин попал в прицел КГБ и в дальнейшем смог стать его верным сотрудником: на мой взгляд, дело прежде всего в той самой «неприметной» внешности. Какая секретная служба выберет в спецагенты мужчину или женщину с яркой внешностью? Напротив, агенты не должны привлекать внимания. Им следует выглядеть так, чтобы мы не чувствовали потребности взглянуть на них еще раз. Поэтому, как мне кажется, подъем Путина по властной лестнице обеспечила не его харизма, а, наоборот, его обычная внешность.
Возможно даже, что если бы он действительно обладал харизматичной внешностью, то конкуренты давно уже преградили бы ему путь.
*Фрагмент из книги «Владимир Владимирович Путин: лидер, поставивший Россию на ноги». Авторы: Дженк Башламыш (Cenk Başlamış), Окай Депрем (Okay Deprem), издательство «Доган китап» (Doğan Kitap), 2018, Стамбул.