6 июля в порту Одессы выгрузили первые 75 тысяч тонн американской нефти. Партия была небольшой, однако она имеет огромный символический смысл. Как известно, в энергетическом плане Украина долгое время зависела от России, ситуацию не изменил даже конфликт между этими странами, который длится уже пятый год.
С экономической точки зрения импорт нефти из США — мероприятие скорее убыточное, призванное в очередной раз обозначить тенденцию политического отдаления Украины от России и ее стремление на Запад. Какое стратегическое решение можно увидеть в импорте американской нефти? Станет ли в Черном море безопаснее, или, наоборот, ситуация усугубится? Для ответа на эти вопросы необходимо проанализировать данное решение с точки зрения его влияния на государственные стратегии и механизмы.
Внешняя политика — это результат стратегических решений страны. На людей, определяющих стратегию государства, могут влиять многие факторы, от чего возникают разногласия в правящих кругах. В рамках двусторонних отношений сильные и слабые страны принимают разные решения и имеют разные представления о выгоде и ущербе. Сильные страны тяготеют к увеличению и максимизации прибыли, а слабые страны не расположены к риску, и действуют более осторожно.
Отношения между Россией и Украиной сейчас как раз представляют собой прекрасный пример взаимодействия между сильной и слабой страной. Россия как преемница Советского Союза всегда мечтала о возрождении в регионе, занимаемом странами СНГ, включая и Украину. Поэтому страны постсоветского пространства всегда были приоритетным направлением ее внешней политики. Второй по величине стране региона, Украине, в стратегии возрождения России отводилась важная роль, поэтому в отношениях с этой страной большое внимание уделялось изменению величины прибыли, а не ее конечному объему.
После начала украинского кризиса Россия стала делать ставку на увеличение прибыли и завоевание доминантной позиции. Украина потеряла Крым, в ее восточных регионах до сих пор неспокойно, поэтому она стремится избежать еще больших рисков и свести убытки к минимуму. Когда конфликт между двумя странами дошел до предела, Украина начала надеяться на помощь извне, признавая за собой слабую позицию. Так Украина сделала выбор в пользу Запада, существенно отдалившись от России во многих сферах.
Украина приняла решение импортировать американскую нефть, не отказавшись от стратегии слабой страны. Она прибегла к помощи из-за рубежа в ответ на конфликт с Россией. По такой логике, покупка нефти у США — только одно из проявлений стратегического выбора, сделанного Украиной, в будущем это станет привычным для нее поведением во внешней политике и других областях.
Международное сообщество пристально наблюдает за эффектом от стратегических решений, принимаемых Россией и Украиной, так как в сложившейся ситуации одним из таких решений может стать начало войны. Если Россия поймет, что таким образом она сможет максимизировать свою прибыль, а Украина решит, что это спровоцирует вмешательство Запада, и, как следствие, снизит ущерб, то ситуация в Черном море ухудшится. Региональные и глобальные последствия такого выбора будет сложно представить.
В условиях существующего конфликта, изменение поведения одной стороны, вне всякого сомнения, ведет к переменам в умах руководителей другой. Иными словами, как только одна из сторон пересечет черту, намеченную другой стороной, она тут же будет вынуждена сделать «рациональный выбор» в пользу максимизации прибыли или сокращения ущерба. При этом одна из сторон сможет решить, что единственно верный выход из ситуации — это война. По такой логике, разорвав договор о дружбе с Россией, или построив Керченский мост, стороны перешли границу дозволенного. Если Украина станет импортировать американскую нефть в нормальном режиме, это может побудить к действию российское руководство, что негативно скажется не только на отношениях между двумя странами, но и на состоянии безопасности в регионе и мире в целом.
Вэй Цзиньшэнь (韦进深) — научный сотрудник института России, Восточной Европы и Центральной Азии Шанхайского университета иностранных языков.