В среду 10 июля Окружной суд Варшавы отказался выдавать Швеции 39-летнего гражданина России Дениса Лисова, которого в апреле этого года вместе с тремя его дочерьми задержали в варшавском аэропорту польские пограничники. Мужчина хотел попасть на родину. Его адвокат объяснял, что шведские социальные службы отобрали у россиянина детей и поместили их в приемную семью после того, как заболела его жена. Ее госпитализировали, подозревая шизофрению, а отец, по мнению властей, не был способен заниматься полноценным воспитанием своих детей.
Лисов подчеркивает, что обвинений в пренебрежении родительскими обязанностями социальные службы в его адрес не выдвигали. Кроме того, как он отмечает, детей передали в семью с другими культурными традициями (арабскую). Россиянин считает, что шведские власти поставили ему условие, выполнить которое он не мог: чтобы вернуть детей, он должен был легализовать свой статус в Швеции.
Похитил дочерей и собирался бежать в Россию
Лисов провел в Швеции семь лет. Он приехал туда с женой и старшей дочерью Софьей (сейчас ей 12 лет), в эмиграции у пары родились еще две дочери: Серафима и Алиса. Несколько лет назад у жены Лисова диагностировали серьезное заболевание, и тогда семьей заинтересовались социальные службы. Они констатировали, что отец не справляется с воспитанием трех дочерей, и поместили их в приемную семью. Лисову позволили встречаться с ними раз в неделю на шесть часов. Мужчина не мог с этим смириться и решил похитить детей, чтобы вывезти на родину. В Польшу он попал на пароме, а потом собирался вылететь из варшавского аэропорта в Россию. При содействии омбудсмена по правам ребенка Миколая Павляка (Mikołaj Pawlak) он, однако, подал в нашей стране прошение о предоставлении ему статуса беженца. К делу подключились также организация Ordo Iuris и министерство юстиции.
Суд признал действия шведских властей радикальными
«Суд констатирует, что выданный в рамках данного дела шведскими властями европейский ордер на арест нарушает свободу и права человека гражданина Дениса Лисова», — говорил судья Дариуш Лубовский (Dariusz Łubowski). Также было заявлено, что действия шведских властей были излишне радикальными, а Лисов не мог «оставаться безучастным, видя, что его дети страдают». Суд постановил, что изъятие детей нарушило права ребенка, а это дает основания для отказа выдачи россиянина.
«Польша в очередной раз встала на защиту разлученных в других странах семей», — написал в Твиттере адвокат россиянина Бартош Левандовский (Bartosz Lewandowski) из организации Ordo Iuris. Ее руководитель Ежи Квасьневский (Jerzy Kwaśniewski) добавил: «Польский суд подтвердил, что Швеция нарушила международные гарантии прав человека, поправ восьмую статью Европейской конвенции по правам человека об уважении частной и семейной жизни. Выдача Дениса Лисова Швеции означала бы дальнейшее нарушение его прав».
Комментарий дал также заместитель министра юстиции Михал Вуйчик (Michał Wójcik): «Суд принял верное решение по делу Дениса Лисова, все остаются в Польше. Самоидентификация детей — это самое главное. Я благодарю суд и прокуратуру. Победили интересы детей. Как приятно быть поляком».
Комментарии читателей
super_benek: Впервые за долгое время я горжусь своей страной.
Kingsizemax: Прокомментировал ли уже этот вердикт Путин?
Mmmucha: Браво, единственно верное решение! Это сложно комментировать, просто ужас. Какую цель преследуют шведы, отбирая детей у родителей?
wolverine_14: На основании нескольких статей на тему россиянина и его детей (в том числе тех, в которых дело описывается гораздо более подробно, чем в материалах на этом портале) я могу сказать, что решение принято правильное. Я не сторонник идеи, что детей следует оставлять с родителями «любой ценой», но решения об их изъятии должны быть подкреплены серьезными доказательствами и обвинениями, а не основываться на прихоти чиновников (норвежских, немецких, шведских или польских).
2uboot2: В Польше, пожалуй, нет таких людей, которые бы не поддержали это решение суда. Оппозиция, правительственные и независимые в политическом отношении круги — все видят, к чему приводят юридические абсурды. Государство, которое не может справиться с собственным социализмом и силовыми методами продвигает мультикультурализм, отбирает детей у отца, чтобы отдать их приемной мусульманской семье. Абсурдность ситуации усугубляет европейский ордер на арест. С Швецией может конкурировать в этом плане только Норвегия, где местный массовый убийца пишет прошения, жалуясь, что у него в камере нет самой новой модели игровой приставки и ему приходится довольствоваться модификацией трехлетней давности.
Asperamanka: Я понимаю, что Польша в соответствии с договорами, которые она обязана соблюдать, не может официально выпустить Лисова в Россию. Так что несколько месяцев назад его задержали в варшавском аэропорту и придумали, что он подаст прошение на предоставление статуса беженца, чтобы не выдавать его автоматически Швеции. Но, может быть, в этой конкретной ситуации стоило оставить его вместе с дочерьми где-нибудь в лесу у Голдапа или Бартошиц, сообщить российской стороне, где они находятся, и отвернуться, когда они будут переходить границу. Зачем устраивать весь этот цирк?
Pfg: О, я вижу массированную атаку правых троллей. А сейчас, дорогие, задумайтесь, насколько шведские суды будут в будущем склонны выдавать Польше каких-нибудь обычных преступников: воров или наркоторговцев?