Посол Украины в США Валерий Чалый пояснил, что поставки оружия [Украине] прописаны в документах Конгресса. Если поднять их, там указаны средства ПВО и противокорабельные комплексы. Но конкретные типы вооружения не называются.
— В сфере противовоздушной обороны нам нужны мощные зенитные ракетные комплексы «Пэтриот». Но это очень дорогое оружие. Для того, чтобы мы его получили, нужно политическое решение. Нужны подписи, начиная от президента США и заканчивая комитетами палаты представителей. Так же, как это было с Польшей и Румынией. Еще одна большая проблема — мы не являемся членами НАТО. Ведь «Пэтриот» работает в связке с радиолокационными системами. Но у нас стандарты еще советские.
Некоторые американские эксперты предполагают, что нам могут продать или передать переносные зенитные ракетные комплексы «Стингер». ЗРК и ПЗРК у нас есть и свои, они достаточно модернизированы. Но у американцев есть свое представление о том, что нам необходимо.
У Пентагона есть отдельная строка — «На поддержку Вооруженных сил Украины». Эти деньги не выходят за территорию США. Эта сумма тратится на тренировки и некоторые виды вооружения. В 2014-2017 годах нам ничего не продавали даже за деньги. Ибо на каждую поставку оружия нужна санкция Госдепа, а он ее не давал. Сейчас ситуация изменилась. Теперь американцы считают, что это оружие не попадет в руки русских. Так мы получили катера «Айлэнд» — это избыточное имущество, которое передается союзнику. ПТРК «Джавелин» до нас попали за счет средств, выделенных Конгрессом США. Но и это было политическим решением, потому что эти ПТРК находятся не на «нуле», а на защищенном складе под американским контролем.
Начальник Генштаба направлял письмо в США еще в прошлом году, но что было там написано — никто не знает, это сверхсекретная информация. В США очень бюрократизированная система, необходимо, чтобы запрос прошел много различных согласований. Американцы очень практичны и лишней копейки никогда никому не дадут просто так. К примеру, бесплатные катера «Айлэнд» нам передают уже в течение двух лет, а мы до сих пор их не получили (должны прибыть на Украину до конца сентября, по словам командующего ВМС Игоря Воронченко. — «Апостроф»). Финансовый год в США начинается в ноябре. Поэтому новую помощь мы получим не ранее, чем в июле следующего года.