Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Business Insider (США): как Ормузский пролив, по которому суда ежедневно перевозят нефти на 1,2 миллиарда долларов, стал центром нарастающего напряжения с Ираном

© AP Photo / Eric Gay, FileАмериканский танкер
Американский танкер
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ормузский пролив стал камнем преткновения в отношениях США и Ирана. Тегеран заявил о готовности срубить сук, на котором сам сидит, и закрыть пролив для транспортировки нефти, если США усилят санкции. Это сильно осложнит мировую торговлю нефтью. Поскольку пролив очень узок, любая помеха движению танкеров может привести к сокращению мировых поставок, объясняет «Бизнес инсайдер».

В последние недели напряженность в отношениях между Западом и Ираном достигла исторического максимума, и обе стороны, похоже, подталкивают друг друга к войне, а Тегеран все больше отстраняется от Запада.

Ситуация в очередной раз обострилась в среду, когда правительство Великобритании обвинило корпус Революционной гвардии Ирана в безуспешной попытке захватить британский танкер в Персидском заливе.

В прошлом месяце нападению подверглись еще два нефтяных танкера, норвежский и японский, которые проходили через Оманский залив, и США заявили, что в этом замешан Иран. Ровно через неделю Иран сбил американский беспилотник, пролетавший неподалеку, в том же районе.

Все три инцидента объединяет одно: они произошли в непосредственной близости от Ормузского пролива, узкого водного пути, связывающего Персидский залив с Оманским, который впадает в Аравийское море, и остальным миром.

Почему так важен Ормузский пролив?

Хотя пролив крошечный — в самой узкой точке его ширина составляет всего 33 км (21 милю) в поперечнике — это ключевой в геополитическом и финансовом отношении морской путь.

Это самый загруженный транспортный путь в мире, главным образом потому, что способов обойти пролив не так уж много. Как сообщает Управление по энергетической информации США (EIA), большая часть нефти, проходящей через пролив, поступает из Саудовской Аравии. Также EIA сообщает, опираясь на показатели 2018 года, что каждый день через пролив проходит около 21 миллиона баррелей сырой и переработанной нефти.

Это примерно одна треть всей мировой нефти, которую перевозят по морю, или объем нефти, соответствующий 1,197 миллиарда долларов, если брать в расчет текущие цены на нефть.

Насколько этот пролив важен для США?

Вскоре после атаки беспилотника президент Дональд Трамп поставил под сомнение присутствие США в регионе и призвал Китай, Японию и другие страны самостоятельно защищать свои собственные суда, проходящие через Ормузский пролив.

Трамп отметил, что значительная часть нефти Китая и Японии течет через пролив, и добавил: «Так почему же мы обеспечиваем безопасность судоходных путей другим странам (и делаем это годами), ничего не получая взамен?».

«Нам даже не нужно там присутствовать, потому что США недавно стали крупнейшим (с большим отрывом) производителем энергии в мире!» — написал президент в своем Твиттере.

В то время как большая часть — 76% — нефти, проходящей через пролив, в конечном итоге попадает в азиатские страны, США все еще импортируют более 30 миллионов баррелей нефти ежемесячно из стран Ближнего Востока, сообщил на страницах «Бизнес Инсайдер» Алекс Локи (Alex Lockie) со ссылкой на EIA.

Этот объем нефти оценивается примерно в 1,7 миллиардов долларов и составляет 10% от общего объема импорта нефти США в месяц.

Какую роль играет напряженность в отношениях между США и Ираном?

Сохраняющаяся напряженность в отношениях между Ираном и Западом может привести к тому, что Тегеран закроет международные поставки нефти через пролив, как угрожал сделать президент Хасан Рухани (Hassan Rouhani) в конце прошлого месяца.

«Мы всегда гарантировали безопасность этого пролива, — передает слова Рухани издание "Дойче Велле" (Deutsche Welle). — Не тереби льва за хвост, иначе будешь жалеть об этом вечно».

Иран неоднократно угрожал закрыть пролив и раньше, как отметил в прошлом году журналист «Бизнес Инсайдер» Кристофер Вуди (Christopher Woody).

Если бы он осуществил свои угрозы, это, вероятно, сильно осложнило бы мировую торговлю нефтью. Поскольку пролив очень узок, любое вмешательство в движение танкеров может привести к сокращению мировых поставок нефти и резкому росту цен.

А поскольку мировые цены на нефть, вне зависимости от ее происхождения, продолжат оказывать влияние на США, Вашингтон так или иначе будет заинтересован в защите Ормузского пролива.

Кеннет Винсент (Kenneth Vincent), экономист из Министерства энергетики, заявил на конференции 2017 года, на которую ссылается журнал «Атлантик» (The Atlantic): «Откуда берется нефть, которую потребляют Соединенные Штаты, не имеет значения. Важно лишь то, что если где-то на Ближнем Востоке идет война, эта нефть подорожает, и это нанесет ущерб американской экономике».

Напряженность между США и Ираном и в прошлом влияла на мировые цены на нефть.

После того, как в апреле администрация Трампа заявила, что прекратит предоставлять отмену санкций странам, покупающим иранскую нефть, цены взлетели до самого высокого уровня с ноября, отмечает новостное агентство «Аксиос» (Axios).

Цены на нефть также выросли на 4% после того, как госсекретарь США Майк Помпео (Mike Pompeo) впервые обвинил Иран в том, что он участвовал в атаках на нефтяные танкеры в прошлом месяце, сообщает журнал «Форбс» (Forbes).

Может ли Иран действительно закрыть пролив?

Иран скорее пойдет на то, чтобы перекрыть движение в Ормузском проливе, чем вступит в масштабную обычную войну с США, которые в военном отношении намного сильнее.

Но это дорого обойдется Ирану.

Чтобы закрыть весь пролив, Ирану пришлось бы разместить вдоль пролива по меньшей мере тысячу мин с помощью подводных лодок и кораблей, пишет специалист по безопасности Кейтлин Талмадж (Caitlin Talmadge) в исследовании Массачусетского технологического института (MIT) 2009 года. На эти мероприятия может уйти больше недели, как сообщается в исследовании.

Нарушение движения нефти в проливе также приведет к тому, что импортеры нефти по всему миру будут искать источники за пределами Ближнего Востока и еще больше снизят свою зависимость от региона.

Нефтяная промышленность Ирана и так уже пострадала от введенных в начале этого года американских санкций, призванных помешать другим странам импортировать иранскую нефть.

В мае Майкл Найтс (Michael Knights), эксперт из Вашингтонского института ближневосточной политики, сказал журналу «Атлантик»: «Закрыть пролив для них — все равно что рубить сук, на котором сидишь».