С марта по август в Новой Третьяковке проходит выставка Ильи Репина, самого известного из русских художников XIX века. Репин, прошедший через академическую школу, сумел за свою творческую карьеру (с 1860-х годов и вплоть до смерти в 1930 году) запечатлеть на полотнах перемены российского общества при слепом самодержавии. С самого начала он стал одним из тех, кто порвал с академической живописью и выставлялся на передвижных выставках. Первой его работой, обратившей на себя внимание, стала картина «Бурлаки на Волге», выражавшая страдания и тихий протест бурлаков, тянущих корабли против течения. На протяжении последующих десятилетий Репин будет обличать деградацию церкви (в «Крестном ходе в Курской губернии»), депортации, казни оппозиционеров. Революция назревала.
Он любил «свою» Россию, мечтал о политических переменах и с энтузиазмом приветствовал сначала неудавшуюся революцию 1905 года, а затем и февральскую 1917 года. Тогда и был создан великолепный портрет Керенского. На полотне происходит смешение иллюзии и реальности. «Я боялся, что это всего лишь сон», — писал он. Так и было. Его портреты большевиков, впервые выставляющиеся в России сейчас, подчеркивают жестокость, почти животную сущность революционеров. После обретения Финляндией независимости усадьба Репина осталась за пределами России, а сам художник, лишь изредка соглашавшийся навестить родину, оказался в нищете.
Сталин справедливо утверждал, что в России отсутствовала парламентская демократия, и именно это помогло коммунистам. Где же Репин искал свободу? Сначала в идиллическом сельском прошлом, которое он вместе с другими художниками (Серов, Врубель) нашел в райской усадьбе Абрамцево, построенной меценатом Мамонтовым. Затем внимание художника сосредоточилось на исторической сцене написания дикими казаками письма к османскому султану. Конечно, довольно относительная свобода. До самой смерти Репин продолжал вносить изменения в картину с запорожскими казаками.
Примета времени — на выставке все каталоги и информационные буклеты только на русском языке. В рамках нынешнего националистического возрождения Репин представляется гордостью российской нации. Давайте не будем забывать, что Владимир Путин, выработавший авторитарность в КГБ, является, прежде всего, твердым националистом, стремящимся возродить СССР, чей распад он имел возможность наблюдать в 1990-е годы. Это очень умный человек, он предпочитает идти вперед постепенно, шаг за шагом: сначала Чечня, потом Грузия, Крым и Донбасс. Следующий этап — дестабилизация Украины, где орудием воздействия является газопровод. Для Путина все это не экспансия, а возрождение былой России. Он объяснил это иносказательно: медведь — хозяин тайги, и он никому ее не отдаст. Отсюда дозволенность войны любыми средствами, без оглядки на международное право, для восстановления влияния России.
Заслуга Путина состояла в том, что он взял на себя смелость проведения державной политики сталинского типа, развивая патриотизм, который, казалось, уже был утрачен. Культ личности возрождается. Как и во времена Репина, капитализм, подкармливаемый европейскими инвестициями, процветает, а народ нищает. В общественном мнении укрепилась ностальгия по временам Сталина и СССР, а с 2014 года наметилось желание оспорить гегемонию Вашингтона на международной арене. Для этого необходимо нейтрализовать Европу и НАТО. Это как игра в трехбортный карамболь — экспансия, противостояние с США, анти-европейские настроения. И Россия исполняет этот карамболь — при явно выраженной поддержке народа, которому не хватает царизма и советской диктатуры.