Устал, не устал, а выступать придется.
Бывший спецпрокурор по расследованию «сговора» Трампа с Россией Роберт Мюллер, уже заявивший, что не будет давать никаких показаний вне рамок своего длинного доклада о российском вмешательстве в выборы, в среду должен выступить перед членами двух комитетов палаты представителей на слушаниях, которые продлятся несколько часов.
Для демократов, которые сетуют на то, что многие американцы не читали полный текст 448-страничного доклада Мюллера, его выступление перед членами юридического комитета и комитета по разведке станет новой возможностью привлечь внимание всей страны к долгому и преднамеренно уклончивому расследованию, целью которого было определить, препятствовал ли Трамп правосудию.
Однако республиканцы обвиняют демократов в том, что те «проталкивают уже дискредитировавшую себя фальшивку». Представители Великой старой партии (сокращенно GOP — так в Америке называют Республиканскую партию США — прим. ред.) заявляют, что хотят задать Мюллеру свои собственные вопросы. Первый из этих вопросов: когда Мюллер определил, что никаких свидетельств о сговоре команды Трампа с Россией на самом деле нет? А еще они хотят спросить Мюллера, почему тот в ходе следствия не расследовал совершенно очевидные злоупотребления сотрудников ФБР и Министерства юстиции, допущенные ими при надзоре за законностью. (ФБР и Минюст обвиняют в том, что они, не имея на то права, вели слежку за людьми, связанными с кампанией Трампа, и другими гражданами США — прим. ред.)
А еще ожидается, что внимание республиканцев привлечет следующий момент: почему Мюллер решил не выносить никаких постановлений о препятствовании правосудию? И правильно ли было подробно описывать в докладе щекотливые эпизоды из жизни Белого дома, которые не привели в итоге к предъявлению обвинений.
Слушания в юридическом комитете палаты представителей должны начаться в половине девятого утра, а закончиться примерно в 11:30. Слушания в комитете по разведке назначены на полдень, и продлятся они до 14:30.
В преддверии слушаний разыгралась настоящая драма, когда представитель комитета по разведке Адам Шифф (Adam Schiff) поздно вечером во вторник направил Мюллеру необычное письмо, в котором дал ему указание не обращать внимания на директивы, полученные Мюллером в понедельник в Министерстве юстиции.
Генеральный прокурор Билл Барр (Bill Barr) сообщил во вторник «Фокс Ньюс», что это команда Мюллера попросила Министерство юстиции направить спецпрокурору указания держаться на слушаниях в палате представителей «в рамках» опубликованной версии своего доклада о расследовании действий России.
Эти указания вызвали критику со стороны демократов накануне намеченных на среду слушаний, которых ждут с большим нетерпением. Председатель юридического комитета Джерри Надлер (Jerry Nadler) назвал их «невероятной наглостью». Когда корреспондент «Фокс Ньюс» спросил Барра, почему Мюллеру были отданы такие инструкции, тот ответил, что сотрудники спецпрокурора попросили министерство дать руководящие указания перед слушаниями.
Шифф в письме на имя Мюллера утверждал: «В письме Министерства юстиции предпринята ненадлежащая попытка обозначить рамки ваших показаний. Это является очередной попыткой администрации Трампа воспрепятствовать правомочной надзорной деятельности и законному расследованию комитета».
Шифф добавил: «Комитет категорически отвергает крайне экспансивные и безосновательные „профилактические" указания министерства, утверждающие его исполнительные привилегии в самых разных формах. Соответственно, я в полной мере надеюсь на то, что письмо Министерства юстиции не окажет никакого влияния на ваши завтрашние показания в комитете».
Но в мае Мюллер сделал редкое для него публичное заявление, сказав, что никогда не будет давать никаких показаний, выходящих за рамки доклада.
«Идут разговоры о моем выступлении в конгрессе. Любые мои показания не будут выходить за рамки нашего доклада, — подчеркнул Мюллер. — В нем содержатся наши выводы и наш анализ, а также излагаются причины, по которым мы приняли свои решения. Мы очень тщательно подбирали слова, и проделанная работа говорит сама за себя».
Тем не менее, законодатели будут давить на Мюллера, требуя, чтобы он нарушил свое обещание. Республиканцы будут задавать вопросы о бесславном досье с компроматом, составленном бывшим британским шпионом, за которое платил штаб Хиллари Клинтон, и на которое неоднократно ссылалось Министерство юстиции, подавая заявку на негласное наблюдение за бывшим сотрудником штаба Трампа, хотя надежность этого документа вызывала очень большие сомнения.
О некоторых проблемах с этим досье было даже сообщено в ФБР до того, как оно подало заявление в суд в соответствии с Законом о надзоре за иностранными разведками, сославшись на него, а потом несколько раз продлив ордер на негласное наблюдение. Так, в докладе Мюллера предельно ясно говорится о том, что тогдашний адвокат Трампа Майкл Коэн не ездил в Прагу сговариваться с русскими хакерами, стремившимися получить доступ к файлам демократов, как утверждается в досье.
Мюллер также не смог подтвердить утверждения автора досье о том, что бывший помощник Трампа Картер Пейдж (Carter Page) получил большую сумму денег в связи с продажей доли российского нефтяного гиганта «Роснефть». Не было также доказательств того, что существует шокирующая запись, которой можно было шантажировать Трампа (имеются в виду содержащиеся в «досье Стила» утверждения, что будто бы Трамп был заснят в компании проституток в Москве — прим. ред.). Не было и свидетельств сложного российского вмешательства, якобы осуществлявшегося из несуществующего консульства России в Майами, где работали верные Трампу хакеры, как утверждал Стил.
Республиканцы будут давить на Мюллера, задавая вопросы о бывшем контрразведчике из ФБР Питере Стрзоке (Peter Strzok), который часто порочил Трампа в своих текстовых сообщениях, хотя сам участвовал в расследовании предвыборной кампании. Когда два года тому назад эти сообщения были обнаружены, Мюллер уволил Стрзока, но имя этого человека неоднократно всплывало в ходе продолжающегося расследования злоупотреблений ФБР во время президентской кампании 2016 года, которое проводит Министерство юстиции. Чиновники из министерства почему-то удалили все данные с телефона Стрзока, которым он пользовался, работая в команде Мюллера.
Бывший председатель комитета палаты представителей по надзору Трей Гоуди (Trey Gowdy), ныне работающий в «Фокс Ньюс», рассказал в вечерней программе этого канала, что Мюллер «не хочет выступать на слушаниях» и «не собирается отклоняться от доклада».
«Представьте себе, что завтра он скажет что-то новое или отличающееся, — заявил Гоуди. — Сразу же прозвучит вопрос: эй, какого черта вы не включили это в свой доклад?»
Тем не менее, сказал Гоуди, республиканцы попытаются получить ответы на вопрос о том, почему Мюллер не хотел расследовать факты злоупотреблений в рамках Закона о надзоре за иностранными разведками и некоторые другие моменты. Согласно его утверждениям, Мюллер может возложить всю вину на бывшего заместителя генерального прокурора Рода Розенстайна (Rod Rosenstein).
«Я бы почти все время посвятил вопросам о том, что он не удосужился расследовать, скажем, о первопричинах того расследования в июне 2016 года. Я бы уделил этому много времени и внимания», — сказал Гоуди, имея в виду контрразведывательное расследование ФБР против штаба Трампа.
Гоуди добавил: «Мне интересно, можно или нет воспрепятствовать расследованию, которое не основано на фактах. Можно ли воспрепятствовать чему-то, что вообще не следовало начинать?»
Мюллера также могут спросить о его разногласиях с Барром по поводу того, как распорядиться докладом и как сообщить общественности его выводы. Мюллер в марте втайне пожаловался Барру, что в письме генерального прокурора на четырех страницах с краткими выводами по докладу «не в полной мере учтен контекст, характер и суть работы и заключений» его команды.
Барр, в свою очередь, назвал тон замечаний Мюллера «чрезмерно раздражительным».
Хотя все может превратиться в предсказуемый пересказ доклада, Мюллер неоднократно преподносил сюрпризы Белому дому в самый последний момент. Во вторник демократы положительно ответили на просьбу Мюллера привести с собой на слушания своего главного помощника по следствию Арона Зебли (Aaron Zebley). Зебли сможет отвечать на вопросы комитета по разведке, поскольку его приведут к присяге.
Трамп высмеял это решение, назвав его «несправедливым» и «позором для нашей системы».
«Только что услышал о последних поправках, которые позволят противнику Трампа помогать Роберту Мюллеру давать завтра показания в конгрессе, — написал Трамп в Твиттере. — Какой позор для нашей системы. Никогда прежде о таком не слышал. ОЧЕНЬ НЕСПРАВЕДЛИВО, ТАКОЕ НЕЛЬЗЯ ДОПУСКАТЬ. Сфальсифицированная охота на ведьм!»
Республиканцы выступили против этого изменения, сделанного в последний момент, назвав это «очевидной уловкой» демократов. Член палаты представителей из юридического комитета республиканец Даг Коллинз (Doug Collins) сказал, что данный шаг говорит о готовности демократов «пойти на что угодно ради защиты предвзятой версии от тщательного расследования республиканцев из состава комитета».
Близкий к Мюллеру источник рассказал «Фокс Ньюс»: «Арон Зебли был заместителем специального прокурора и ежедневно контролировал ход расследования Мюллера. Он в среду будет сопровождать спецпрокурора Мюллера на слушаниях, о чем с комитетами была достигнута договоренность неделю с лишним тому назад».
Республиканцы из юридического комитета заявили, что имя Зебли не значится в их списке свидетелей.
Видные партийные деятели из обеих партий сказали, что в среду у них будут более важные дела, чем присутствие на слушаниях. Трамп на этой неделе изобразил безразличие к показаниям Мюллера, заявив в понедельник в Овальном кабинете репортерам: «Я не буду смотреть — наверное. Может быть, немножко посмотрю».
В среду утром, когда Мюллер начнет давать показания, у президента не будет особо важных дел. Позже он отправится в Западную Виргинию на вечернее мероприятие по сбору средств.
Телевизоры на борту президентского самолета наверняка будут настроены на канал, освещающий слушания, и президент может их посмотреть, либо выслушает доклад о ходе их проведения. Об этом сообщили представители администрации и близкие к Белому дому республиканцы. Они попросили не называть их имена, поскольку не уполномочены обсуждать внутреннее расписание.
Между тем, спикер палаты представителей Нэнси Пелоси заявила в четверг «Фокс Ньюс», что будет «очень занята», однако постарается посмотреть слушания, сколько сможет.
Говоря о рядовых американцах, лидер сенатского большинства Митч Макконнел (Mitch McConnell) заявил ведущему «Фокс Ньюс» Шеннону Бриму (Shannon Bream), что «американский народ не собирается это серьезно смотреть».
«Дело закрыто, — сказал Макконнел. — Вы знаете, они хотят, чтобы он прочитал свой доклад. Американский народ это уже не интересует, и это показало недавнее голосование по импичменту в палате представителей. Особой поддержки данное предложение не получило».
Свой материал для статьи предоставили Чад Перграм (Chad Pergram), Джейк Гибсон (Jake Gibson) и «Ассошиэйтед Пресс».