Что произошло
Странный ряд столкновений произошел 23 июля вокруг Корейского полуострова с участием Южной Кореи, России, Китая и Японии. По данным официального доклада Южной Кореи о происшествии, рано утром 23 июля два китайских бомбардировщика H-6 попали в идентификационную зону противовоздушной обороны Южной Кореи недалеко от подводной скалы Иодо в Желтом море, на которую претендуют как Южная Корея, так и Китай. Далее самолеты снова вошли в идентификационную зону ПВО у острова Уллындо недалеко от восточного побережья Южной Кореи в Японском море, после чего к ним присоединились два российских бомбардировщика ТУ-50, и они в третий раз вошли на территорию идентификационной зоны. После этого российский самолет раннего предупреждения А-50 и два бомбардировщика ТУ-95 вошли на территорию идентификационной зоны ПВО в районе острова Токто, морского пространства, на которое претендует Япония, называя их островами Такэсима; далее А-50 зашел в воздушное пространство Южной Кореи, покинул его, а потом вошел в него снова. Южная Корея подняла в воздух реактивные самолеты в ответ на оба предполагаемых входа A-50, дав предупредительный огонь.
Москва настаивает на том, что ее воздушные суда не нарушали воздушного пространства ни одной из стран, а их полет происходил в рамках совместного российско-китайского патрулирования, в соответствии с которым ранее планировался перелет международных вод Японского и Восточно-Китайского морей. Россия также подчеркнула, что не признает объявленную Южной Кореей опознавательную зону. Южная Корея подала официальные дипломатические протесты в отношении России в связи с данными инцидентами. Япония поддержала заявление, сообщив, что российские и китайские бомбардировщики вошли в опознавательную зону ПВО Японии в Восточно-Китайском море, и что она тоже в ответ подняла в воздух истребители. Токио также осудил, в частности, Южную Корею и Россию за действия в ее воздушном пространстве.
Что это может означать
Эта аномальная череда событий вызывает ряд вопросов. Вторжения в воздушное пространство Восточно-Китайского моря, на которое претендуют как Китай, так и Япония, довольно распространены — даже иногда с участием Южной Кореи. Если японцы регулярно поднимают свои самолеты для противодействия вторжениям в Восточно-Китайское море, то видеть российские самолеты на территории вблизи Южной Кореи, где произошел инцидент 23 июля, непривычно, что делает это столкновение первым в своем роде.
Если российский А-50 оказался над Токто в результате навигационной ошибки, связанной с человеческим фактором или помехами в работе оборудования, то траектория российского самолета, о которой сообщает Южная Корея, демонстрирует довольно резкий разворот в районе спорной территории, что повышает вероятность того, что курс российского пилота был избран умышленно. Даже если это произошло случайно, совместные китайско-российские учения и другие действия указывают, что вторжения неизбежно будут происходить все чаще, по мере того как Россия и Китай продолжают усиливать патрулирование воздушного пространства над Японским морем. Это повышает риск возникновения подобных инцидентов в дальнейшем. Если этот инцидент произошел в соответствии с планом, то вхождение самолета в воздушное пространство, на которое претендует Южная Корея, было одновременно дерзким и рискованным маневром, что вызывает вопросы относительно намерений России, а в более широком контексте совместных учений, возможно, и Китая тоже. Стоит отметить, что предполагаемое вхождение Китая на территорию опознавательной зоны Южной Кореи было ограничено Иодо, территорией, на которую Китай также заявлял свои претензии, где Южная Корея часто сталкивается с провокациями.Реакция Южной Кореи также была непривычно гневной: предупреждающие выстрелы редко применяются при подобном перехвате. Для Южной Кореи перелет через воздушное пространство вокруг Токто особенно неприятен, если учесть, что эта территория является основой ее попыток расширить свою опознавательную зону на северо-восток. То, что этот перелет происходил в рамках давно планировавшегося совместного российско-китайского патрулирования, вдвойне беспокоит Сеул. Отмечается также, что это фактический перелет российского самолета над воздушным пространством Южной Кореи, что имеет гораздо большее значение, чем перелет через опознавательную зону ПВО.
История
Подобная серия инцидентов, происходящая в обстановке сплочения России и Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе, отсылает к очевидно согласованным действиям этих двух государств в 2016 году, когда они пересекли воды, на которые претендует Япония, в Южно-Китайском море у островов Сенкаку/Дяоюйдао. Инцидент у острова Токто/Такэсима произошел в период споров между Южной Кореей и Японией, вылившихся в вялотекущую торговую войну, лишь усиливая стремление Южной Кореи настоять на своих правах на оспариваемые территории.