Несмотря на то, что Фредерику Карвальяу Жил (Frederico Carvalhão Gil), двойной агент, осужденный за продажу секретной информации России, в настоящий момент отбывает наказание и не исполняет своих профессиональных обязанностей, Система информации Республики Португалия (SIRP) решила продолжать выплачивать ему зарплату. Между тем в случае других обвиняемых Министерство внутренних дел и Министерство юстиции Португалии придерживались иной позиции.
SIRP продолжает выплачивать ежемесячное жалование в размере около 2,5 тысяч евро агенту, обвиненному в шпионаже в пользу России и пассивной коррупции. Данная ситуация вызывает недоумение не только внутри организации, но и в других секторах, таких как Министерство внутренних дел или Министерство юстиции, которые уже не раз становились свидетелями того, как высшие должностные лица лишались заработной платы еще в статусе обвиняемых, задолго до судебного разбирательства и вынесения приговора.
Фредерику Карвальяу Жил, который отбывает наказание в форме домашнего ареста, был задержан 21 мая 2016 года в Риме вместе с другим агентом российской разведки в ходе совместной операции итальянских и португальских спецслужб, которая по накалу страстей не уступала голливудскому блокбастеру. После этого Жил был экстрадирован в Португалию и передан в руки уголовной полиции.
До суда Карвальяу Жил находился дома под стражей, а в феврале 2018 года был приговорен к семи годам и четырем месяцам заключения, которые ему предстояло провести под домашним арестом с электронным браслетом. В мае этого года Апелляционный суд подтвердил решение суда первой инстанции.
Все это время, несмотря на отстранение от работы, португальский шпион продолжал получать свое ежемесячное жалование. Карвальяу Жил начал работать в Службе информации и безопасности (SIS) в 1987 году и на момент ареста находился на вершине своей карьеры офицера разведки.
Спецслужбы не комментируют ситуацию
«Диариу де Нотисиаш» (DN) обратилась в офис генерального секретаря SIRP Грасы Миры Гомеш (Graça Mira Gomes) с просьбой разъяснить правовые основы данного решения, но в ответ получила отказ.
С тем же запросом обратилась в офис Миры Гомеш канцелярия премьер-министра, в ведении которой находится SIRP — после того как седьмого июля наше издание поставило ее в известность о происходящем. Пока никаких разъяснений получено не было.
Также остался без ответа вопрос о результатах дисциплинарного производства в отношении Карвальяу Жила, которому в качестве наказания могли перестать выплачивать жалование, поскольку в настоящий момент он не исполняет своих профессиональных обязанностей.
Внутри португальских спецслужб бытует мнение о том, что до вынесения окончательного приговора, то есть до принятия решения по последней возможной апелляции, остается в силе презумпция невиновности. Равно как и зарплата шпиона.
«Диариу де Нотисиаш» попыталась выяснить в Апелляционном и Верховном суде информацию о других апелляциях, которые могли поступить с момента последнего апелляционного решения, но до настоящего момента эта информация оставалась недоступной.
Обвиняемые по делу «Золотые визы» остались без жалования
Между тем данный принцип сохранения заработной платы не работал в других судебных делах, где фигурировали высокопоставленные государственные чиновники, и обвиняемые лишались своей зарплаты еще до суда и вынесения приговора.
Такая мера применяется в других службах и учреждениях (в данном случае это Министерство внутренних дел и Министерство юстиции), поскольку, в соответствии с Общим законом о госслужбе, вознаграждение перестает выплачиваться после 30-дневного отсутствия сотрудника на рабочем месте без уважительных причин, предусмотренных законом. Отсутствие по причине ареста не входит в данный список.
В качестве примера можно привести операцию «Лабиринт» — процесс, известный как «Золотые визы» — по крайней мере, таких фигурантов дела, как бывший президент Управления нотариатов и загсов (IRN) Антониу Фигейреду (António Figueiredo) и бывший директор Службы по делам иностранцев и границ (SEF) Мануэл Палуш (Manuel Palos).
Фигейреду был арестован 13 ноября 2014 года (как и Палуш) и, как сообщили DN в Министерстве юстиции, «18 ноября приостановил исполнение своих обязанностей госслужащего и перестал получать соответствующее жалование».
Антониу Фигейреду было предъявлено обвинение в 12 преступлениях, в январе он был приговорен к четырем годам и семи месяцам условного наказания только за три из них: за активную коррупцию, за пассивную коррупцию и за уклонение от наказания.
Только в 2017 году, по истечении срока приостановления полномочий, он вернулся в IRN и снова стал получать зарплату.
В аналогичной ситуации оказался и бывший директор SEF, который в соответствии с предписанием юридических служб данного учреждения на 18 месяцев лишился заработной платы. Это продолжалось до тех пор, пока в 2017 году данное ограничение не было снято, и Палуш не вернулся к своим служебным обязанностям.
Мануэл Палуш находился под предварительным арестом с электронным браслетом, в январе 2017 года с него были сняты все три обвинения: одно в пассивной коррупции и два — в злоупотреблении властью. Глава SEF, вернувшийся к исполнению своих обязанностей в феврале 2017 года, оспорил решение суда, потребовав возврата причитающегося ему жалования, однако до сих пор ожидает решения Высшего административного суда.
Из недавних примеров можно вспомнить директора SEF Албуфейры, который год назад был задержан по подозрению в коррупции и временно отстранен от должности, с тех пор он также не получал никаких выплат.
Ни в одном из этих трех дел решение суда не обрело окончательный характер. Прокуратура обжаловала решение суда первой инстанции по делу «Золотые визы». По делу SEF Албуфейры обвинения еще не предъявлены.
Что касается сотрудников SEF, то их защита использовала в качестве аргумента тот факт, что с 2014 года эта служба, равно как и другие службы безопасности и военные, были выведены из-под действия Общего закона о госслужащих и к ним стал применяться предыдущий закон (1999 года), который включает предварительное заключение в список форс-мажорных ситуаций, оправдывающих отсутствие сотрудника на рабочем месте.
Это не относится к SIRP или IRN, хотя во втором случае законные требования были выполнены.