В июле исполняется 15 лет ялтинским договоренностям президентов Украины и России относительно коррупционной схемы поставки на Украину «дешевого газа», известной как Росукрэнерго (компания по перепродаже природного газа на территории Украины, а также Восточной и Центральной Европы — прим. ред.), через которую влияние Кремля на внутреннюю и внешнюю политику Украины стало тотальным.
Актуальным остается вопрос: каким образом Россия будет пытаться вносить «римейки», чтобы восстановить влияние. Именно об этом шла речь на экспертной дискуссии в рамках проекта «Российский лоббизм на Украине в контексте выборов 2019-го года: источники финансирования, каналы проникновения, механизмы предотвращения». После завершения дискуссии мы решили обсудить это с ведущим экспертом в энергетической сфере Михаилом Гончаром.
Укрiнформ: Михаил Михайлович, за пять лет войны у нас произошла серьезная диверсификация в нефтегазовом секторе. Уже сами покупаем газ, вовремя закачиваем, а как сейчас будет строиться экспансия России, какие способы воздействия она будет применять? Что нового показал проект, что меняется в этой политике?
Михаил Гончар: Собственно, все новое часто — хорошо забытое старое. У нас почему-то забыли схему Росукрэнерго, которая получила «благословение» в Ялте на саммите президентов Кучмы и Путина в конце июля 2004-го года.
Это было ровно 15 лет назад. Так называемые новые политические лица, которые сейчас массово появляются у власти на Украине, не имеют никакой институциональной памяти и вряд ли имеют понимание того, что собой представляла схема Росукрэнерго. Но в обновленном политическом истеблишменте присутствуют и те, кто непосредственно был причастен к появлению этой схемы 15 лет назад. Юрий Бойко как был тогда, так есть и сейчас. Так же и Виктор Медведчук. В другом амплуа, но политически они реинкарнировались. Три визита тандема Медведчук-Бойко в Россию указывают на то, что конструируется определенная схема. Возможно, она находится уже на завершающем этапе. Подтверждением этому служат высказывания Алексея Миллера о том, что Газпром готов и хочет вернуться на украинский рынок. И это для него важнее, чем транзит. А высказывания руководства «Оппблока» о необходимости привлечения дешевого российского газа на украинский рынок подтверждают, что схема уже проработана.
— Я время от времени смотрю финансируемые Россией украинские каналы. Там были бесконечные эфиры Медведчука и Бойко в присутствии Медведева — и те же рефрены. И на Украине реверс виртуальный, и ваша бедная страна переплачивает, и мы готовы вашей бедной стране «помочь»!
— Доходы Газпрома по итогам первого полугодия упали на 40%. Ему не хватает доходов с украинского рынка. Еще одним маркером того, что Газпром хочет вернуться, является то, что он возобновил закупку туркменского газа с 1 июля, а напомню, что схема РУЭ базировалась в основном на туркменском газе. Так вот, возобновление закупок туркменского газа является подтверждением того, что схема готова к запуску. Неуклюжие высказывания отдельных членов президентской команды [Зеленского] дают понять тандему Медведчук-Бойко, что, мол, если вы возьмете дешевый газ у России, то почему бы и нет — приходите на украинский рынок. А это только разжигает их аппетиты.
Первая — это заполнить газом ПХГ, выдержать шантаж Газпрома и наиболее вероятную зимнюю газовую атаку. Нафтогаз держит удар Газпрома уже пятый год подряд. И второе: новой власти — удержаться от соблазна после формирования правительства заняться сменой руководителей ключевых государственных предприятий энергетического сектора. Имеется в виду руководство Нафтогаза, Энергоатома, Укрэнерго. Но если соблазн возьмет верх, тогда по сути — зимой нас ждет катастрофа, потому что эти госпредприятия перейдут в хаотическое состояние кадровых перемещений, что собственно и нужно российской стороне для навязывания своих подходов, своих видений по «спасению» Украины.
Что касается Нафтогаза, то по сути мы сейчас видим, что Газпром, действуя по директивам Кремля, идет по двум направлениям. С одной стороны, он создает себе прокси-агента на Украине подобно ЛДНР в виде оператора агрессии на Донбассе. Здесь тандем Медвечука-Бойко играет роль потенциального украинского контрагента для газовых договоренностей. Все выглядит, как частная инициатива с украинской стороны.
Другое направление — официальное: в рамках трехстороннего формата с участием Европейской комиссии. Не исключено возникновение двустороннего формата из-за принуждения к нему. Кремль будет посылать месседж: если вы в правительстве Украины, в Нафтогазе не хотите договариваться напрямую с Газпромом, тогда он будет договариваться с теми, кто договороспособен, то есть — с частной компанией, которая готова с нами сотрудничать. А европейцам будут говорить, что, видите, — украинская сторона недоговороспособна. У новой властной команды появится большое искушение поддаться такому подходу, потому что, мол, в противном случае — нас обойдут. Да еще и Европа будет давить, потому что для европейцев во многом безразлично, каким образом Украина и Россия урегулируют свои газовые отношения.
Поэтому, я предполагаю, что у нас критические события могут произойти где-то в сентябре-октябре. Также может произойти и раунд трехсторонних переговоров, если опять же — Газпром не захочет их сорвать, почувствовав, например, что официальный Киев готов согласиться на условия российской стороны. Тогда Газпром может посылать месседжи Брюсселю о ненужности трехстороннего формата: мол, мы договариваемся напрямую. Поэтому риски есть, но я думаю, что при наличии политической воли они вполне могут быть преодолены.
В этом смысле, бросается в глаза некоторая активность российской стороны в том, что касается финансовой сферы, опять же, по сообщениям российских СМИ. Россия системно с прошлого года ведет наращивание доли активов в золотовалютных резервах и делается это (по мнению СМИ) по сути с целью введения мер предосторожности на тот случай, если Россию отключат от системы международных расчетов СВИФТ. Это вполне понятное объяснение, но не все здесь так просто.
И еще один момент, тоже важный — это то, что имея серьезные финансовые и экономические трудности, у России появляется все меньше возможностей оказывать финансовую помощь непосредственно и все больше она начинает практиковать это в виде ресурсной помощи. То есть сейчас даются не деньги для реализации того или иного проекта, а предоставляется определенный материальный ресурс, например, нефть или газ, или СПГ, или нефтепродукты.
— Нефтепродукты, которые покупаем из РФ, сейчас продаются исключительно условным медведчукам?
— Как раз в апреле этого года принято постановление правительства России об ограничении поставок нефти, нефтепродуктов, угля на Украину через процедуру лицензирования. Оно имеет цель предоставить лицензии только лояльным фирмам, только тем фирмам, которые будут часть полученной выручки тратить на достижение тех или иных целей и для решения задач, которые будут ставиться со стороны Кремля.
И еще — обратите внимание на случай с попыткой финансирования итальянских приспешников Путина под эгидой Маттео Сальвини. Деньги как бы давать не планировалось, как это делалось в свое время для поддержки лидера Национального фронта Франции Марин Ле Пен через выдачу соответствующего кредита. Финансовая транзакция вызвала скандал вокруг нее — и это тоже стало одним из серьезных факторов поражения Ле Пен на выборах. А тут стратегия изменилась. Партнерская итальянская компания получает контракт с государственной Роснефтью, идет поставка определенной партии по специальной цене, потом эта нефть или нефтепродукты реализуются по рыночной цене, получается определенная маржа — ровно столько, сколько нужно итальянским товарищам. Средства поступают уже якобы вовсе не от российской компании, избегая таким образом обвинения в финансировании со стороны Роснефти, а получают от какой-то там итальянской группы благотворителей.
То есть, Россия действует как бы с тыла и ресурсно. Эти подходы, в принципе, не являются новыми. Опять же, если мы вернемся к советскому прошлому, то можем вспомнить, как Советский Союз поддерживал, скажем, ту же Кубу в подрывной деятельности против Соединенных Штатов в странах Латинской Америки. Кубе просто поставлялась нефть по какой-то символической цене, они ее перерабатывали и могли дальше реэкспортировать по рыночной цене, получив таким образом хороший доход — а часть этих денег использовать для решения совместных с Советским Союзом задач ведения подрывной деятельности в «мягком подбрюшье» Соединенных Штатов Америки.
— Какие главные уроки должна вынести власть из прошлого?
— Она должна осознать, что никакой доброй воли со стороны России нет и быть не может, Россия будет действовать силовым способом, с одной стороны, а с другой стороны — будет действовать коварным образом, выдавая себя за миротворца. И в этом контексте манипуляций нужно вернуться к рассмотрению законопроекта о лоббистской деятельности. Нам нужен реестр лоббистов, как это делается в Соединенных Штатах. Как мы видим, эту сферу пытались когда-то урегулировать, но закончилось ничем, — поэтому это дает широкое поле для злоупотреблений.