Китайская компания «Тенсент» (Tencent) сообщает, что относительно отсталый российский рынок электронной коммерции является одним из немногих рынков, на которые пока не вышли «Амазон» (Amazon) и другие крупные ритейлеры.
Российский рынок электронной коммерции обладает огромными возможностями, поэтому корпорация «Алибаба» (Alibaba) сейчас занята расширением своего бизнеса: в этом году она планирует создать совместное предприятие с российским интернет-гигантом «Мэйл.ру» (Mail.ru) и оператором мобильной связи «МегаФон».
«Китайцы действительно способны на все!»
Михаил Салтин мог купить офисные товары для своей небольшой юридической фирмы в Москве в местном магазине. Однако он сказал, что сэкономит две трети от стоимости затрат, если закажет точно такие же товары на китайском сайте «Алибаба».
Говоря о сайте «Алиэкспресс» (AliExpress), Салтин заявил: «Делать покупки в интернете теперь очень удобно, ждать товар нужно не так уж и долго, а благодаря почтовым службам его всегда можно отследить. Я даже умудрился купить значок с изображением Ленина. Китайцы действительно способны на все!».
Он отметил, что его средние ежемесячные траты на покупки с «Алиэкспресс» составляют 20 тысяч рублей (316 долларов), и его клиенты настаивают на существенном увеличении трансграничной торговли между Россией и Китаем.
По данным исследовательского центра Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара, в прошлом году из 290 миллионов посылок, отправленных в Россию, около 90% были доставлены из Китая. На основной бренд «Алибаба» в России — «Алиэкспресс» — в 2018 году пришлось около 70% рынка или 316 миллиардов рублей.
Компании по всему миру пытаются подражать универсальному сервису услуг «Тенсент» — «Вичат»»(WeChat). Генеральный директор «Мэйл.ру» Борис Добродеев заявил, что социальная сеть компании «ВКонтакте» с наибольшей вероятностью сможет предоставить такой же полный спектр услуг в России. «Вичат» объединяет в себе: мгновенный обмен сообщениями, электронные платежи, электронную коммерцию и многие другие сервисы — все это доступно в одном приложении.
Он сказал, что 97 миллионов активных пользователей «ВКонтакте» смогут делать покупки на «Алиэкспресс» через приложение или на сайте, отмечать вещи, которые их заинтересовали, и совершать покупки по рекомендации своих друзей. Платежная система, интегрирующая технологии «Алибаба» и «Мэйл.ру», должна быть утверждена в конце этого года.
Добродеев сказал: «Представьте, что вы объединяете «Тенсент» и «Алибаба» в один рынок. Это то, что происходит в России на данный момент, такого больше нет нигде. Как «Фэйсбук» (Facebook) и «Амазон», так и «Тенсент» и «Алибаба» являются отдельными компаниями, мы же соединяем все это вместе.
Совместное предприятие
«Алибаба» владеет 56% акций совместного предприятия, но имеет только 49,9% прав голоса. Российский фонд прямых инвестиций имеет 1,2% прав голоса, что обеспечивает российским акционерам контроль над совместным предприятием и дает право купить еще акций у компании «Алибаба» на 194 миллиона долларов.
Это совместное предприятие — не единственный проект Кремля по созданию «экосистемы», в которой сосуществуют розничная торговля и электронная система оплаты. Крупнейший российский банк Сбербанк и конкурирующий с «Мэйл.ру» «Яндекс» также занимаются похожими проектами.
Но на рынке Китая «Алиэкспресс» занимает доминирующее положение с 20 миллионами российских пользователей. Новая площадка «Брингли» (Bringly), разработкой которой занимался «Яндекс.Маркет» в ноябре прошлого года, сосредоточена на продаже товаров из западных стран.
Добродеев отметил, что успех «Алиэкспресс» частично связан с тем, что его владельцы успели занять пустую нишу на рынке. Данные исследовательского центра «Дата Инсайт» (Data Insight) показывают, что российский рынок электронной коммерции стоимостью 18 миллиардов долларов, 5,4 миллиарда долларов из которых относятся к международной торговле, составляет всего 4% от всех розничных продаж, хотя в 2018 году рынок вырос на 21% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Почта также может извлекать из этого выгоду. В прошлом году «Почта России» достигла рекордной прибыли в 2,7 миллиарда рублей, что на 350% больше, чем в 2017 году.
В сентябре этого года было объявлено об открытии новых маршрутов доставки на Урал и в Сибирь через Владивосток. На эти регионы приходится 40% продаж «Алиэкспресс» в России. Время доставки по новому маршруту будет сокращено с 40 до 14 дней.
Добродеев сказал, что улучшенная логистика приведет к увеличению продаж. Он отметил: «Самое важное — не логистика, оплата или маркетинг, а получение максимально большого числа дешевых товаров. Эта модель абсолютно идеальна для России, потому что при такой модели роста нет необходимости вкладывать большие инвестиции в развитие логистики или системы оплаты».
Собственные усилия «Мэйл.ру» в данной сфере незначительны — трансграничный сервис «Пандао» (Pandao) остался в убытке на 1,6 миллиарда рублей за первые девять месяцев прошлого года. Однако Добродеев сказал, что основная ценность совместного предприятия в том, что будут привлечены 97 миллионов пользователей «ВКонтакте», которые активно пользуются «Алиэкспресс».
«Мы считаем, что самая большая ценность рыночной экономики заключается не в средних расходах наших пользователей, а частота, с которой они пользуются нашими услугами, — заявил Добродеев, — Даже если они не тратят много денег, они пользуются нашими услугами 15-20 раз в месяц, а те, кто тратит больше денег, пользуется ими только раз в месяц. С таким подходом мы сможем получить гораздо больше прибыли».
В отличие от «Фэйсбук» приложение «ВКонтакте» имеет функцию мгновенного обмена сообщениями. Таким образом, это позволит «использовать высокочастотный обмен сообщениями» для развития электронной коммерции, утверждает Добродеев.
Сейчас «ВКонтакте» заполонили фотографии различных товаров, которые продаются на «Алиэкспресс». Среди них можно найти столовую ложку с функцией селфи-палки, дозатор мыла в виде носа или пластикового таракана. Добродеев отметил, что совместное предприятие будет контролировать поток подобной рекламы.
«Если вы можете найти нужный вам продукт в социальных сетях, то зачем вам из нее выходить? Зачем вам регистрироваться отдельно в 20 различных магазинах и предоставлять им свою платежную информацию? Это как раз то, чего мы стараемся избежать», — сказал он.