Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Atlantic Council (США): три простые перемены, которые станут победой для Украины

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Гражданин ФРГ Андреас Умлянд, один из западных идеологов Майдана, был сотрудником Киево-Могилянской академии, когда она стала «мозговым центром» цветной революции. И вот он снова на коне — радуется приходу Зеленского и дает советы: платить больше депутатам, продвигать во власть женщин. Главный вопрос — как построить отношения с главным поставщиком и рынком по имени Россия — советчик обходит стороной.

Есть три действия, которые могут быстро осуществить украинский президент Владимир Зеленский и его парламентское большинство, чтобы усилить эффект от недавних масштабных изменений в составе парламента.

Во-первых, новым депутатам надо хорошо платить, чтобы не было коррупционного соблазна. В настоящее время депутат украинского парламента зарабатывает около 28 000 гривен в месяц, или примерно тысячу долларов. Кроме того, у них есть ряд льгот. В социально-экономических условиях Украины такой пакет денежного вознаграждения и льгот делает украинских парламентариев относительно состоятельными людьми.

Но жизнь в украинской столице Киеве, где депутаты должны находиться большую часть времени, дороже, чем в других регионах страны. Сегодняшней депутатской зарплаты достаточно холостому народному избраннику, у которого нет семьи и соответствующих обязательств. Но при таком уровне зарплаты очень трудно тем, кто должен обеспечивать детей, жен или мужей, родителей и прочих родственников — если, конечно, у них нет других источников дохода, кроме официальной заработной платы депутата.

Но при нынешней системе денежного вознаграждения трудно даже тем, кто не особо отягощен семейными обязательствами. В лучшем случае она ограничивает образ жизни депутата, которому приходится постоянно считать расходы на еду, транспорт и одежду. В худшем случае эта система порождает такую ситуацию, когда депутат чувствует, что имеет моральное право получать побочный заработок, чтобы пользоваться услугами, которые равные ему по положению люди из бизнеса и из-за рубежа воспринимают как должное.

Чтобы исправить ситуацию, Украина может, сославшись на соглашение об ассоциации с ЕС, принять европейскую формулу зарплат, выплачиваемых членам Европарламента. Они получают треть от той суммы, которая выплачивается судьям высшего уровня в судах Евросоюза. Главные судьи на Украине уже довольно давно получают очень высокие зарплаты по украинским меркам. Если украинский депутат будет получать третью часть от такой зарплаты по формуле ЕС, его месячная зарплата существенно вырастет, и тогда ему будет легче и проще общаться и работать с бизнесменами, дипломатами и западными коллегами. Такая система также даст основания для отмены депутатской неприкосновенности. А еще при этом можно будет повысить штрафы за взятки и прочие неправомерные действия.

Во-вторых, новый президент и его команда говорят о возможном проведении досрочных выборов в местные органы власти. Глубокие изменения в государственном управлении Украины на национальном уровне также требуют быстрой смены местных элит. Многие действующие депутаты и управленцы областного и районного звена коррумпированы. Но чтобы выборы стали эффективным средством осуществления перемен на региональном и муниципальном уровне, необходимы определенные усовершенствования правовых норм. Нужны новые, преданные своему делу люди в генеральной прокуратуре, в прокуратурах на местах, а также в различных антикоррупционных ведомствах.

Далее, надо навести порядок в должностных функциях, полномочиях и зарплатах администраторов и депутатов в областях, районах и на местах. Официальные зарплаты у мэров, например, очень низкие, а члены городских советов вообще работают на безвозмездной основе. Как и на национальном уровне, такие условия естественным образом ведут к коррупции — несмотря на благие намерения граждан, становящихся государственными служащими. Сами по себе новые выборы эту ситуацию не изменят.

В-третьих, многие государственные органы на Украине, особенно на высшем уровне, страдают от чудовищного гендерного дисбаланса. Это не только несправедливо, поскольку более половины населения страны — женщины. Проведенные исследования показали, что коллективные органы, как государственные, так и частные, работают лучше, когда как минимум треть их состава — женщины.

Безусловно, в результате прошедших недавно выборов состав Рады изменился в лучшую сторону. Но доля женщин-депутатов увеличилась с 12 всего до 19 процентов. Еще хуже то, что всеми парламентскими партиями, за исключением одной, руководят мужчины. Такая же картина в органах государственной власти.

В таких обстоятельствах число женщин на высших постах необходимо резко увеличить. Имеет смысл на какое-то время целенаправленно ограничить назначение мужчин на высокие должности, чтобы женщины были лучше представлены. С учетом того, что на Украине много образованных, эмансипированных, стремящихся делать карьеру женщин, это не должно стать проблемой.

Выборы на Украине прошли, и большинство согласится с тем, что для улучшения функционирования государства нужно принимать новые законы, резолюции, осуществлять новую политику. Но те органы, которые отвечают за выработку, принятие и исполнение решений во всех трех ветвях власти, а также региональные и местные администрации по-прежнему страдают от структурных недостатков. Пока эта ситуация не будет исправлена, государственные органы на Украине будут терпеть неудачи.