«Республика Сомалиленд и ее народ поздравляют Бориса Джонсона с победой на выборах лидера Консервативной партии и со вступлением в должность премьер-министра Соединенного Королевства. Мы желаем нашему историческому другу долгосрочных успехов и процветания под руководством Джонсона». Это послание за подписью президента Мусы Бихи Абди (Musa Bihi Abdi) ничем не отличалось бы от прочих поздравительных телеграмм, направленных новому британскому премьер-министру, если бы его автор не был главой до сих пор никем не признанного государства.
В 2017 году Муса Бихи Абди демократическим путем был избран президентом страны, которая, несмотря на 28-летний период независимости, не может получить признания международного сообщества. Бывший британский протекторат по сей день считается полуавтономным регионом Сомали — государства, изнуренного и разрушенного годами гражданской войны, ведущего борьбу с террористической группировкой джихадистов «Аш-Шабаб», которая продолжает ограничивать власть международно признанных исполнительных органов.
Однако послание Мусы Бихи Абди — знак новых времен. На этой неделе президент Сомалиленда принимал в столице Харгейса нового специального представителя ООН по Сомали Джеймса Свона (James Swan), этот визит отвечает интересам официальных лиц, которые стремятся повысить международный авторитет страны.
Целый ряд государств, среди них Эфиопия и Джибути, уже открыли в Харгейсе свои торговые или дипломатические представительства, следующей на очереди, по-видимому, будет Кения, которая направила в столицу Сомалиленда эмиссара для создания официального представительства. Возможно, по итогам декабрьского форума, который был организован правительством Сомалиленда в Найроби для привлечения кенийских инвесторов.
«После выхода из ЕС Великобритания Бориса Джонсона будет вынуждена искать новые возможности в Африке, например, в Сомалиленде», — пишет Аниис Эсса (Aniis Essa), один из представителей группы, борющейся за международное признание государства Африканского Рога. Послание президента «само по себе является значительным жестом», поскольку «Сомалиленд как один из бывших британских протекторатов должен находиться в центре внимания Джонсона».
С начала года Муса Бихи Абди совершил официальные визиты в три африканские страны с целью развития сотрудничества в сфере торговли и бизнеса. Сначала политический лидер Сомалиленда посетил Египет и Джибути, а в этом месяце по приглашению президента Альфы Конде (Alpha Condé) побывал в столице Гвинеи Конакри.
Этот шаг Конде заставил сомалийское правительство четвертого июля объявить о прекращении дипломатических отношений с Гвинеей, а спустя несколько дней министр авиации Мухаммед Омар Салад (Mohammed Omar Salad) заявил о том, что отныне Сомали будет контролировать свое воздушное пространство без помощи Сомалиленда, что противоречит договоренности, достигнутой в 2017 году.
По данным сайта Africa Intelligence (Африка Интеллидженс), на решение Конде повлияла Россия. Во время встречи с Мусой Бихи Абди президент Гвинеи призвал его углубить отношения с Москвой и тем самым заручиться поддержкой Владимира Путина для получения международного признания Сомалиленда как независимого государства.
В обмен на получение международного защитника своих интересов сомалийское правительство должно будет развивать стратегические отношения с Россией в политической и оборонной сферах.
Это далеко не первая попытка Москвы заполучить в качестве союзника непризнанное государство Африканского Рога — стратегической зоны континента, в которой желает укрепиться Россия, учитывая сильное присутствие в регионе Китая. Первая военная база Китая за пределами страны была создана в Джибути, стране, граничащей с Сомалилендом.
Не достигнув своих целей в Судане, Эритрее и в том же Джибути, Москва обратилась к Сомалиленду как к возможности получить выход к Красному морю, который уже имеется у Китая и США. В данном случае речь идет о Сайлаке (Saylac), одном из старейших портов Африки. Чжун Цзяньхуа (Zhong Jianhua), бывший специальный представитель правительства Китая по делам Африки и нынешний советник Путина по Африке, уже несколько раз беседовал с Мусой Бихи Абди, пытаясь убедить его позволить России открыть в стране свою военную базу.
Если кто-то и сотрудничает по этим вопросам с Сомалилендом, развивая объекты торгового порта Бербера (Berbera), так это Объединенные Арабские Эмираты, союзники США в регионе. Эмираты особенно близки с властями в Харгейсе — в этом году Муса Бихи Абди посетил страну дважды и каждый раз ему устраивали прием на высшем уровне. Эмираты хотят помочь Сомалиленду в деле укрепления безопасности и восстановления вооруженных сил посредством оборудования и подготовки. В случае сближения Сомали с Россией эта ситуация может измениться.
Геостратегическое значение и относительная стабильность делают Сомалиленд привлекательной мишенью в Африке, а Чжун Цзяньхуа уже набил руку на Южном Судане: в 2011 году тот стал самым молодым международно признанным государством, куда Китай направил поток своих инвестиций в обмен на контроль за добычей нефти.