В комедии положений 1966 года «Русские идут! Русские идут!», где пародировались настроения холодной войны, поднялся переполох из-за советской подлодки, которая села на мель у берегов Новой Англии. В названии ленты остроумно обыгрывалась знаменитая ночная скачка Пола Ревира (Paul Revere), который мчался предупредить о наступлении британских войск (ювелир и гравировщик Пол Ревир, прославленный герой американской революции, вошел в историю криком «Регуляры идут!», — прим. редакции ИноСМИ)
Но сегодня нам не до смеха. Русские идут — причем, взаправду. А если говорить о подтасовках в американских выборах, то уже пришли.
«Они занимаются этим прямо сейчас, пока мы тут с вами заседаем», — предупредил конгрессменов бывший спецпрокурор Роберт Мюллер (Robert Mueller) 24 июля. А за день до этого директор ФБР Кристофер Рэй (Christopher Wray) заявил сенаторам: «Русские полны решимости повлиять на исход наших выборов».
Оба они говорят об атаке на президентские выборы из Москвы. В 2016 году российские оперативники уже вбрасывали через соцсети пропаганду, убеждая американцев голосовать за Дональда Трампа. Российские хакеры выкрали компромат на штаб демократов и выложили его во всеобщий доступ через «Викиликс».
Реальность такова, что свою кибератаку Россия начала в 2016 году, и США по-прежнему уязвимы. Избирательная система США сильно децентрализована и насчитывает 8 тысяч юрисдикций. Русским — или любому другому иностранному противнику — достаточно посеять хаос в центральных районах ключевых штатов, чтобы поставить под сомнение результаты выборов целиком. В 2016 году в трех штатах вместе взятых Трамп победил с отрывом всего в 80 тысяч голосов, но именно эти голоса обеспечили ему президенство.
Как сделать выборы безопаснее?
Есть множество двухпартийных вариантов, начиная с прямой финансовой помощи на усиление выборов. В прошлом году Конгресс выделил на эти цели 380 миллионов долларов. Начало положено, но обзор Центра Бреннана в поддержку справедливости (Brennan Center for Justice) показывает, что многие избирательные системы по-прежнему уязвимы. Конгрессмены-демократы предложили еще 600 миллионов долларов. Республиканцы — 380 миллионов. Возьмите среднее арифметическое и начните уже эти выплаты.
Похоже, республиканцы избегают диктовать местным органам власти, как проводить голосование. Но когда иностранный противник срывает выборы хотя бы в одном округе, под ударом оказывается вся страна, — ведь от японской бомбежки Перл-Харбора в 1941 году пострадали не только Гавайи.
Одна двухпартийная инициатива, Закон о безопасных выборах, обеспечит бумажную проверку результатов выборов и предотвратит мошенничество. Другая будет сурово карать тех, кто взламывает избирательные системы — вплоть до санкций.
Между тем сенатский комитет настоятельно рекомендует предостеречь иностранных противников от нападений и пригрозить им последствиями. Но как отреагировала администрация Трампа — и отреагировала ли вообще — не ясно.
Трамп считает, что любые разговоры о российском вмешательстве бросают тень на его победу 2016 года. В июне на саммите в Японии его попросили предостеречь диктатора Владимира Путина не вмешиваться в выборы в 2020. Но Трамп и Путин превратили все в шутку. Оба улыбнулись, а американский президент издевательски погрозил Путину пальцем: «Не вмешивайся».
Глава администрации Белого дома Мик Малвейни (Mick Mulvaney) позже заявил, что этот вопрос обсуждался вплотную. Но как признал на прошлой неделе директор ФБР Рэй, ничто не вселяет уверенности в том, что Россия раздумала атаковать выборы 2020 года.
Теперь ход Конгресса. На прошлой неделе лидер сенатского большинства Митч Макконнелл заблокировал два предложения демократов, которые счел чересчур тенденциозными. Если Макконнеллу действительно не по нраву прозвище «Митч-москвич», ему лучше преодолеть межпартийные разногласия и встать на защиту американской демократии.