Москва — Уже вторые выходные подряд московская полиция проводит массовые аресты на фоне самого масштабного за последние несколько лет политического кризиса в России, который продолжает набирать обороты, угрожая позиции Кремля с его жестким силовым подходом к решению проблемы общественного недовольства.
Более 600 человек были задержаны полицией за участие в несанкционированном митинге в центре Москвы. Митинг оппозиционные лидеры созвали, чтобы настоять на участии независимых кандидатов в выборах в Московскую городскую думу, которые пройдут в сентябре. Во время массового митинга 27 июля полиция задержала почти 1,4 тысячи человек и применила силу, чтобы разогнать тысячи протестующих.
Любовь Соболь, одна из независимых кандидатов, которых исключили из списков для голосования, стала одним из лидеров демонстраций, и ее задержали в субботу, 3 августа, в тот момент, когда она направлялась к месту проведения митинга. Три недели назад Соболь начала голодовку, чтобы оказать давление на Кремль.
Вот уже несколько недель протестующие собираются в центре Москвы, чтобы выразить свое негодование в связи с тем, что Московская городская избирательная комиссия отказала многим независимым кандидатам в праве участвовать в выборах в Московскую городскую думу, куда входят 45 членов, контролирующих многомиллиардный бюджет столицы.
Многие выразили досаду в связи с тем, что власти исключили независимых кандидатов из процесса, который должен был представлять собой демократические выборы представителей народа в регионах. После полицейской операции по разгону протестующих многие испытали настоящий гнев.
«Я хочу жить в нормальной стране, — сказал 22-летний Сергей Никифоров, студент из Москвы, который пришел на вторую акцию протеста. — В нашей конституции сказано, что мы имеем право протестовать. Нас лишают наших прав. Я не хочу состариться в такой стране».
Как и Никифоров, многие из тех, кто принял участие в субботней акции протеста, были еще слишком молоды, чтобы участвовать в демонстрациях 2011-2013 годов, когда сотни тысяч человек протестовали против предполагаемых фальсификаций результатов парламентских выборов 2011 года и переизбрания президента Владимира Путина на третий срок.
Помимо прочего в основе новой волны протестов лежит неопределенность, окружающая будущие президентские выборы 2024 года, когда Путин должен будет покинуть свой пост в соответствии с российской конституцией. Разговоры о срежиссированном Кремлем процессе передачи власти, а также о внесении изменений в конституцию, чтобы Путин смог остаться у власти, вызывает тревогу у множества молодых россиян, которые не хотят жить во все более авторитарном государстве.
Лидеры оппозиции призвали людей выйти на митинг, который планировалось провести в центре Москвы на Бульварном кольце. Однако за несколько часов до назначенного времени, то есть до 2 часов дня, тысячи полицейских и членов Национальной гвардии перекрыли улицы и площади, чтобы помешать протестующим собраться.
Полицейские вертолеты кружили над Пушкинской площадью и над Тверской улицей, которая ведет к Красной площади.
«Сейчас мы похожи на полицейское государство, — сказал 57-летний Игорь Головин, который стоял на Пушкинской площади и наблюдал за полицейскими вертолетами. — Они нас снимают или что? Почему власти боятся собственного народа?»
Еще до начала протестов многих влиятельных оппозиционных лидеров, включая тех, кто хотел баллотироваться на выборах в Московскую городскую думу, приговорили к неделе или даже к месяцу тюрьмы, предъявив им обвинение в подстрекательстве к участию в несанкционированном митинге. А Алексей Навальный, который является убежденным критиком Путина, даже заявил, что, пока он отбывал 30-дневный срок в тюрьме, кто-то пытался его отравить.
Уголовные дела были заведены в отношении как минимум 10 оппозиционных активистов, которых обвинили в подстрекательстве к мятежу, — такие обвинения грозят им тюремным сроком до 15 лет.
10 августа, вероятнее всего, пройдут новые акции протеста, однако, по словам некоторых аналитиков, правительство вряд ли согласится включить оппозиционных кандидатов в списки для выборов в московскую думу.
«В Кремле существует консенсус: несистемных кандидатов не стоит допускать до участия в выборах, — сказала Татьяна Становая, основательница аналитической компании R.Politik и внештатный сотрудник Московского центра Карнеги. — Для Кремля вопрос состоит не в разделении полномочий. Вопрос заключается в том, кого можно допускать к участию в этой системе. Они не готовы делиться властью».