В пятницу президент Дональд Трамп официально заявил о выходе США из многолетнего Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (ДРСМД) между США с Россией, что стало сигналом о том, что наступает конец системы контроля над вооружениями, которая регламентировала процесс разработки и размещения ядерного оружия со времен холодной войны.
В связи с официальным выходом США из ДРСМД с Россией возникают новые важные вопросы о будущем контроля над ядерными вооружениями, в том числе и о судьбе другого крупного договора о контроле над вооружениями. Это вызывает ожесточенные споры среди вашингтонских политиков. Все стороны согласны с тем, что США должны предотвратить разрушительное использование ядерного оружия, но эксперты расходятся во мнениях о том, как радикально изменить систему контроля над вооружениями эпохи холодной войны, чтобы она больше соответствовала современному миру, в котором растет число стран и негосударственных субъектов, имеющих доступ к ядерным технологиям.
Сегодня, когда в мире насчитывается примерно 14 тысяч единиц ядерного оружия, дебаты о будущем контроля над вооружениями в буквальном смысле затрагивают судьбу человечества.
Что такое ДРСМД и почему его действие заканчивается?
ДРСМД является важнейшим договором о контроле над вооружениями, который был подписан в 1987 году между США и СССР и предусматривал ликвидацию целого класса развернутых ядерных вооружений в конце холодной войны. В соответствии с этим договором стороны обязались ликвидировать ракеты наземного базирования, имеющие дальность от 500 до 5500 километров, а также не производить, не испытывать и не развертывать такие ракеты в будущем. Договор, подписанный президентом США Рональдом Рейганом и советским лидером Михаилом Горбачевым, позволил уничтожить 2692 ракеты малой и средней дальности, которые США и СССР в противном случае направили бы друг на друга.
В октябре 2018 года Трамп объявил, что США выйдут из ДРСМД, если Россия не предпримет шаги по его соблюдению. Решение Трампа поддержала НАТО.
США и их союзники по НАТО на протяжении многих лет обвиняли Россию в нарушении условий договора, заключавшемся в разработке и развертывании крылатой ракеты наземного базирования 9M729 «Новатор», дальность которой предположительно составляет от 500 до 5500 километров. В феврале администрация Трампа предупредила, что ко второму августу она выйдет из договора, если Россия не вернется к соблюдению договора. США заявляют, что Россия по-прежнему нарушает договор, хотя Россия эти обвинения отрицает.
Что будет дальше?
По словам специалистов по контролю над вооружениями, прекращение ДРСМД не означает, что ситуация сразу же изменится. «В краткосрочной перспективе, начиная с пятницы, никаких немедленных физических изменений не произойдет. США и Россия не собираются в субботу начинать развертывание сотен новых ракет», — сказал Томас Кантримен (Thomas Countryman), бывший высокопоставленный американский дипломат, который до ухода отставку в 2017 году занимался вопросами нераспространения.
На среднесрочную перспективу военное ведомство США пытается получить финансирование и разрешение начать разработку ракет средней дальности, которые в противном случае были бы запрещены в соответствии с ДРСМД. В марте представители Минобороны США заявили, что испытания одной такой крылатой ракеты могут начаться уже в этом месяце и она будет готова к развертыванию в течение 13 последующих месяцев.
Правильно ли поступают США, выходя из ДРСМД?
Это зависит от того, к кому обращаться с этим вопросом. Сторонники контроля над вооружениями говорят, что это решение повышает риск наращивания группировки ядерных и обычных ракет вдоль границы России с Восточной Европой, что может ослабить безопасность Европы. «Мы открываем возможность новой гонки вооружений, снимая ограничения, установленные в договоре», — сказала Бонни Дженкинс (Bonnie Jenkins), бывший координатор программ Госдепартамента по сокращению угроз и нынешний советник вашингтонской организации «Внешняя политика для Америки» (Foreign Policy for America).
«Когда завтра закончится действие [ДРСМД], мир останется без бесценного инструмента, препятствующего ядерной войне. Это, вероятно, повысит, а не снизит угрозу, создаваемую баллистическими ракетами», — сказал генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш (António Guterres) в своем публичном заявлении в четверг.
Но другие эксперты и чиновники администрации говорят, что нет смысла соблюдать условия договора, который Россия нарушает. Кроме того, эти эксперты говорят, что этим пользуется Китай, разрабатывая свои собственные ракеты средней дальности для развертывания в Восточной Азии.
Фрэнк Клотц (Frank Klotz), бывший директор Национального управления по ядерной безопасности (NNSA) США, который сейчас возглавляет Командование глобальных ударных войск ВВС США, отметил, что в вопросе ДРСМД администрация Трампа оказалась в трудном положении. Из-за неоднократных нарушений со стороны России США стали единственной стороной соглашения, которое существенно ограничило их возможности по разработке и развертыванию ракет наземного базирования средней дальности, при том, что другие державы, такие как Китай, смогли накопить значительный арсенал этого оружия.
«Что вы делаете со стороной, которая заключила договор и нарушает свои обязательства по нему? Продолжаете оставаться участником договора,… когда одна сторона не следует ему или не соблюдает его, или же вы выходите из договора?», — сказал Клотц в понедельник, выступая на мероприятии, организованном Ассоциацией по контролю над вооружениями.
«Нам придется разрабатывать такие вооружения до тех пор, пока Россия не придет к нам, пока Китай не придет к нам, и все они не придут к нам и не скажут: „Давайте все-таки поступим разумно, и путь никто из нас не будет разрабатывать это оружие″, — сказал Трамп в октябре 2018 года. — Но если Россия делает это, и Китай делает это, а мы соблюдаем договор, это неприемлемо».
Какую позицию по этому вопросу занимают союзники США?
Хотя союзники по НАТО и поддержали решение США выйти из договора, многие из них обеспокоены долгосрочными последствиями окончания ключевого договора о контроле над вооружениями эпохи холодной войны. Из-за этого НАТО оказалась в затруднительном положении, поскольку ей придется укреплять свою оборону против новых ракет России, которые могут быть нацелены на западноевропейские города, но так, чтобы не провоцировать гонку вооружений.
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что Североатлантический союз не будет пытаться следовать примеру России и развертывать свои собственные ядерные ракеты наземного базирования. Вместо этого альянс будет укреплять противоракетную оборону, повышать уровень подготовки и задействовать в учениях самолеты и корабли, которые могут нести на борту ядерное оружие. Кроме того, НАТО будет постепенно предпринимать шаги по укреплению северо-восточного фланга Североатлантического союза — Польши, Эстонии, Латвии и Литвы — включая размещение там четырех боевых групп уровня батальона.
Вооруженные силы США также готовят ракеты, ранее запрещенные договором, для потенциального развертывания в Европе и в Тихоокеанском регионе, но пока неясно, согласятся ли какие-нибудь союзники разместить у себя ракеты.
«Неизвестно, какие страны Европы захотят разместить у себя эти [ракеты], и весьма сомнительно, что союзники по НАТО в восторге от идеи повторить то, что было в1980-е годы, и стать главным „блюдом″ на столе пока США и русские спорят о „меню″», — сказал Кантримен.
Что означает прекращение ДРСМД для других договоров о контроле над вооружениями?
Из-за выхода США из ДРСМД возникают вопросы о судьбе еще одного ключевого соглашения по контролю над вооружениями — договора СНВ-3, подписанного президентами Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым в 2010 году, который предусматривает ограничение арсеналов ядерных вооружений США и России.
Договор, целью которого было сокращение ядерных арсеналов обеих сторон на треть, ограничивает число развернутых межконтинентальных баллистических ракет, развернутых баллистических ракет подводных лодок и стратегических бомбардировщиков 700 единицами для обеих сторон. Общее число развернутых боезарядов не должно превышать 1550 единиц, а количество развернутых и неразвернутых пусковых установок ограничивается 800 единицами. Срок действия договора истекает в 2021 году, если обе стороны не согласятся продлить его.
Сторонники контроля над вооружениями предупреждают, что прекращение действия ДРСМД и СНВ-3 пошатнет основы контроля над вооружениями и может спровоцировать новую гонку ядерных вооружений.
«То, что администрация Трампа вышла из ДРСМД, подчеркивает необходимость продления договора СНВ-3, — сказал Эндрю Альбертсон (Andrew Albertson), исполнительный директор организации „Внешняя политика для Америки″. — Без продления действия этого договора две крупнейшие ядерные державы мира впервые с 1972 года остались бы без соглашений о контроле над вооружениями».
Каково отношение Трампа к договору СНВ-3?
Так или иначе, Трамп в прямой форме не говорил, согласится ли он продлить договор СНВ-3, но некоторые высокопоставленные чиновники администрации уже дали понять, что не поддерживают этот договор в его нынешнем виде.
Трамп сказал, что хочет заменить договор СНВ-3 трехсторонним договором о ядерных вооружениях, в котором будет участвовать Китай, но эксперты сомневаются, что Пекин согласится на переговоры о заключении такого договора, поскольку его ядерный арсенал гораздо меньше, чем у Вашингтона или Москвы.
Некоторые из тех, кто скептически относится к договору СНВ-3 в его нынешней форме, указывают на развитие технологий, связанных с ядерным оружием, и утверждают, что в договор необходимо внести поправки с учетом этих достижений. По словам Мэтью Кронига (Matthew Kroenig), военного эксперта вашингтонского аналитического центра «Атлантический совет», в России, например, разрабатываются гиперзвуковые ракеты, крылатые ракеты с атомной силовой установкой и подводные беспилотники, способные нести ядерное оружие.
«Они создают новые стратегические системы, которые нельзя было даже представить, когда впервые шли переговоры по СНВ-3. Поэтому перед тем, как продлевать действие договора,… нам надо серьезно поговорить с ними о том, будут ли включены в него все эти системы или нет», — сказал Крониг.
В своем выступлении во вторник советник Трампа по национальной безопасности Джон Болтон сказал, что у договора СНВ-3 «с самого начала были недостатки». Он сказал: «Зачем продлевать ущербную систему лишь для того, чтобы просто сказать, что у вас есть договор?».
Несмотря на скептицизм Болтона в отношении этого договора, администрация Трампа в прошлом месяце направила дипломатов в Женеву для проведения переговоров с российскими коллегами о возможном продлении договора СНВ-3.
Чем СНВ-3 отличается от других договоров о контроле над вооружениями?
Во-первых, в СНВ-3 идет речь о стратегических ядерных арсеналах США и России, вооружениях, которые, в отличие от тактических ядерных вооружений, обычно имеют гораздо более высокую мощность и предназначены для поражения крупных целей на дальних расстояниях.
Эксперты в целом сходятся во мнении о том, что договор СНВ-3, в отличие от ДРСМД, Москва соблюдает. К тому же, эксперты говорят, что меры проверки выполнения договора, предпринимаемые обеими сторонами, позволяют получить важную информацию и получить представление о деятельности России в области ядерных вооружений.
«У нас существует двусторонний процесс проверки, который предполагает уведомления каждой страны о каждом перемещении вооружений, и он предполагает инспекцию на месте, что на международной арене бывает довольно редко», — сказал Кантримен, говоря о договоре СНВ-3. — Мы посещаем ядерные объекты друг друга и проверяем количество боеголовок». И в случае окончания договора «этого просто не будет».
Благодаря своим положениям о проверке, включая обмен данными, регулярные уведомления и инспекции на местах, договор также позволяет Соединенным Штатам получать важную информацию о размере и возможностях ядерного арсенала России «помимо той информации, которую мы получаем с использованием более традиционных методов сбора и оценки разведданных», сказал Клотц.
Клотц также сказал, что договор СНВ-3 поддерживают многие представители высшего военного руководства США, поскольку он позволяет снизить долгосрочную неопределенность в отношении ядерного потенциала России. «В той мере, в какой вы уменьшаете эту неопределенность, вы сокращаете и часть стимулов для крупномасштабного наращивания ядерного потенциала», — сказал он.
Какова позиция России в отношении договора СНВ-3?
Президент России Владимир Путин неоднократно заявлял, что Москва заинтересована в продлении этого договора, и предупреждал, что прекращение его действия может спровоцировать новую гонку вооружений. «Если мы не будем держать этого „огненного дракона″ под контролем, если мы выпустим его из бутылки — не дай Бог — это может привести к глобальной катастрофе, — сказал Путин, выступая на международном экономическом форуме в июне. — Не будет никаких инструментов, ограничивающих гонку вооружений, например, размещение оружия в космосе. Это означает, что ядерное оружие будет постоянно висеть над каждым из нас».
При этом он заявил, что Россия не будет продлевать действие договора, если США не проявят интереса к его возобновлению: «Если никто не захочет продлить соглашение — новый СНВ — ну, тогда мы этого не сделаем», — сказал Путин.
А что думает конгресс?
Почти все демократы в конгрессе США поддерживают идею продления действия договора СНВ-3. А вот мнения республиканцев не столь однозначны. Некоторые видные конгрессмены-республиканцы, такие как сенаторы Том Коттон (Tom Cotton) и Джон Корнин (John Cornyn), критически относятся к СНВ-3 и в мае внесли на рассмотрение законопроект, который блокирует финансирование продления договора, если он не будет расширен — в частности, если в него не будет включен Китай и если он не будет распространяться на дополнительный ядерный арсенал России.
Член Палаты представителей от республиканской партии Лиз Чейни (Liz Cheney), которая в том же месяце внесла на рассмотрение в Палате дополнительный законопроект, сказал тогда, что «Америка заслуживает большего, чем простое продление договора СНВ-3. Она добавила: «С момента подписания этого договора Россия модернизировала свой ядерный арсенал, а ничем не ограниченный Китай воспользовался возможностью сделать то же самое и многое другое».
Другие республиканцы, в том числе сенатор Тодд Янг (Todd Young), призвали администрацию продлить действие договора СНВ-3. В четверг Янг и сенатор-демократ Крис Ван Холлен (Chris Van Hollen) внесли законопроект о продлении договора в случае отсутствия нового договора или новых доказательств нарушения Россией договора СНВ-3. Срок действия этого договора истекает в 2021 году, и поскольку обсуждается вопрос о возобновлении этого договора, мы должны подойти к решению этого вопроса, полностью осознавая, насколько возросли связанные с ядерным оружием угрозы с момента подписания первого договора СНВ», — заявил Янг.