Американская консалтинговая фирма «Алих партнерз» (AlixPartners) опубликовала доклад, который констатирует начало мирового автомобильного кризиса. Впервые сокращение продаж затронуло сразу три важнейших рынка — Китай, США и Европу. В Китае — ведущем рынке мира — падение продаж составило 6% в сравнении с 2017 годом. Только в первом квартале этого года глобальные продажи автомобилей упали на 5,5%. В первую очередь это касалось таких концернов, как «Даймлер», «Фольксваген», «Дженерал моторс» и «Форд».
В Германии негативная тенденция проявилась еще сильнее: продажи в 2018 году упали на 10%, во втором квартале этого года — на 13,4%. Немецкий эксперт Штефан Братцель считает, что эту тенденцию будет трудно переломить, кризис продолжится еще как минимум несколько лет. Его коллега Фердинанд Дуденхёфер также исходит из того, что ближайшие 5-10 лет станут самыми тяжелыми для отрасли со времени изобретения автомобиля. Впереди — целая серия слияний, поглощений и ликвидаций.
Дуденхёфер видит основную причину кризиса в развязанной президентом США Дональдом Трампом таможенной и санкционной войне, а также Брексите. Другие аналитики видят главную причину в замедлении китайского экономического роста, поскольку на Китай приходится более четверти мирового автомобильного производства.
Австрийская «Штандарт» (Der Standard) выделяет два фактора, которые давят на автопроизводителей: во-первых, неопределенность в выборе новых технологий. Они потребуют громадных инвестиций, однако риски чрезвычайно велики, как показывают постоянные проблемы с электромобилями «Тесла». Во-вторых, наметившийся глобальный спад производства. По оценке ряда экспертов, продажи автомобилей во всем мире упадут в этом году на пять процентов. Французские обозреватели особо выделяют снижение продаж в Китае — главном мировом рынке автомобилей. В этом году здесь будет продано менее 25 миллионов автомобилей — на два миллиона меньше, чем в 2018 году, и эта тенденция сохранится до 2023 года.
Не лучше обстоят дела в Европе и США. Снижение продаж в мировом масштабе бьет по доходам автоконцернов именно в тот момент, когда они должны инвестировать громадные суммы в электромобили. К этому их вынуждают все более драконовские экологические нормы. По оценке специалистов, глобальные инвестиции в новые технологии на ближайшие пять лет должны составить 240 миллиардов евро, из которых 80% придется на «электрификацию» автотранспорта. Ожидается, что к 2021 году появится более 30 новых моделей электрокаров, но нет никаких гарантий, что они будут успешно продаваться.
Снижение продаж классических автомобилей ведет к реструктуризации отрасли: сокращается производство как машин, так и комплектующих. Только за последние три года в мире было закрыто 16 автомобильных заводов и потеряли работу свыше 120 тысяч человек. Этот процесс только набирает обороты: так, американский производитель «Форд» объявил о закрытии к 2020 году шести заводов в Европе и сокращении 12 тысяч рабочих мест. «Форд» планирует сэкономить 11 миллиардов долларов, чтобы выстоять перед лицом конкуренции и произвести техническое перевооружение производства.
Немецкий автопром так и не смог оправиться после череды «дизельных скандалов», которые обошлись в миллиарды евро.
Главы основных немецких автоконцернов — «Даймлер», Фольксваген«, «Бэ-эм-вэ», «Порше» и «Ауди» констатировали, что дизельная технология, которой так гордилась Германия, находится под угрозой исчезновения, продажи резко падают. Продолжается глобальное снижение продаж ведущих немецких марок «Фольксваген», «Ауди» и «Мерседес-бенц» — прежде всего за счет проседания китайского рынка. С серьезными проблемами сталкивается франко-японский «Рено-Ниссан»: после ареста главы концерна Карлоса Гона ожидается падение прибыли на 64%, планируется увольнение 10 тысяч сотрудников. Переоснащение и модернизация автомобильной отрасли в Германии означает жесточайшую экономию и мобилизацию всех средств, а также сокращение тысяч рабочих мест. Так, концерн «Бэ-эм-вэ» намерен сэкономить в ближайшие четыре года 12 миллиардов евро.
Маркус Беррет, глава глобальной консалтинговой фирмы «Ролад Бергер» (Roland Berger), уверен, что перед автомобильной отраслью стоит решающий выбор: трансформация или гибель. Необходимо закачать десятки миллиардов евро в новые технологии, прежде всего электромобили, причем сразу эти инвестиции не окупятся. Особую угрозу представляет кризис важнейшего рынка — Китая. В дальнейшем мировой автопром столкнется с новыми, еще более серьезными вызовами. Не исключен отказ не только от двигателей внутреннего сгорания, но и индивидуального автотранспорта в его нынешнем виде.
На повестке дня — ускоренный процесс слияний, поглощений, а также ликвидации нерентабельных заводов. Уже происходит поэтапное слияние немецкого концерна «Бэ-эм-вэ» и британского «Ягуар-Лэнд ровер». Они создают совместными усилиями новые электромоторы, а также бензиновые и дизельные двигатели. Это сотрудничество, по мнению немецкого журнала «Шпигель», указывает на новый тренд: бывшие конкуренты сообща инвестируют ноу-хау и технологические линии, поскольку переоснащение производства не под силу отдельным игрокам.
Аналогичным образом действуют «Фольксваген» и «Форд»: они объединяют усилия в разработке новых электрокаров и беспилотных автомобилей. Инвестиции в совместный проект достигают нескольких миллиардов долларов. Положительный результат дала покупка концерна «Опель» французским «Пежо» в 2017 году: рост прибыли составил 40% в годовом исчислении.
Хотя дизель дискредитирован усилиями прессы, экологов и различных лоббистов, переход на электрокары идет медленно: они дорого стоят и все еще плохо приспособлены для повседневных нужд. Делаются первые и не всегда удачные попытки создать беспилотные автомобили, внедрить компьютеризацию управления. Внедрение электромобилей будет означать серьезный удар по рынку труда: сборка электрокаров намного проще, она требует меньше комплектующих, чем традиционный автомобиль, и, соответственно, на 30% меньше рабочих рук. По подсчетам мюнхенского института экономики IFO, запрет на дизельные моторы с 2030 года уничтожит в Германии 620 тысяч рабочих мест.
Это — общемировая тенденция. Вероятно, со временем произойдет полный отказ от индивидуального автотранспорта, клиенты будут вызывать на дом беспилотный электромобиль, чтобы прибыть к месту назначения. Все шире будут применяться каршеринг и другие формы коллективного пользования. По прогнозам технического университета Мюнхена, число автомобилей в мире может сократиться таким образом на 90%.