Главная мировая новость последних дней — резкое обострение на фронте американо-китайской торговой войны. Мировые фондовые рынки падают, а вот Украина при разумном подходе может выиграть
Если Трамп встал не с той ноги…
Последние несколько дней мировые СМИ обсуждают главную тревожную мировую новость — резкую эскалацию торговой войны между США и Китаем. На этот раз все началось в пятницу, когда Трамп (по обыкновению — неожиданно) объявил, что с 1 сентября США введут новую 10% пошлину на китайский импорт объемом 300 миллиардов долларов.
Причем эти санкции расширят уже действующие ограничения в виде 25% пошлины на китайские товары на сумму 250 миллиардов долларов. Словно издеваясь, Трамп сопроводил это словами о том, что США «рассчитывают на продолжение позитивного диалога с Китаем о всеобъемлющем торговом соглашении» и надеются на «светлое будущее» во взаимных отношениях.
Напомним, что торговая война между Китаем и США идет с июля 2018 года. Тогда Вашингтон ввел 25% пошлины на импорт 818 видов китайских товаров общим объемом 34 миллиарда долларов в год. Пекин ответил тем же. Потом они попытались помириться, но не вышло. 10 мая уже нынешнего года Вашингтон в очередной раз поднял пошлины на китайскую продукцию на сумму 200 миллиардов. Причиной стало неполное выполнение властями КНР договоренностей, достигнутых ранее. В ответ на это Пекин с 1 июня повысил пошлины на ввоз товаров из США годовым объемом поставок 60 миллиардов. И вот — новый виток.
Однако если прежде взаимная «любовь в стиле БДСМ» Китая и США била только по ним самим, то теперь под ударом оказалась вся мировая экономика. Дело в том, что Китай не стал медлить с ответом Трампу — и девальвировал свою валюту. В понедельник пара доллар/юань превысила психологическую отметку в 7 юаней за доллар — впервые за 11 лет. Ослабление нацвалюты всегда помогает отечественным экспортерам, так что это был тщательно продуманный ход китайских чиновников. Официальные лица КНР использовали валюту для смягчения самых серьезных последствий торговой войны с США, не допуская при этом оттока капитала.
Девальвацией юаня Китай смягчает часть ущерба от пошлин США, однако это автоматически бьет по экономикам всех стран, в которые поставляется китайская продукция. Она становится еще дешевле и ее поступает больше — что бьет по национальным производителям. Это в полной мере относится и к Украине — у нас и так огромное отрицательное сальдо внешней торговли товарами, а тут еще больше китайского барахла набежит…
Трамп тут же обвинил Китай в манипулировании курсом, назвал решение Народного банка Китая понизить курс юаня «почти до исторического минимума» «серьезным нарушением». Инвесторы запаниковали и начали перекладываться в защитные активы. Уже во вторник Пекин решил еще больше позлить Трампа: китайский ЦБ опустил курс юаня к доллару еще на 0,7%, установив средний обменный курс на уровне 6,9683 юаней за доллар. Это на 458 пунктов слабее установленного в понедельник курса.
«Торговая война обостряется, а впереди нас, вероятно, ждет и валютная, — пишет „Блумберг" (Bloomberg). — По шкале от 1 до 10 ответ Китая можно оценить на 11».
Реакция инвесторов была предсказуемой — американский рынок пережил худшее за год падение. Индекс S&P 500 упал на 2,8%, или уже на 5% к его недавним пиковым значениям, — самое быстрое падение с января прошлого года. Крупнейшие американские банки потеряли по 2%, «Интел» (Intel) подешевела на 3,4%, «Эппл» (Apple) — на 4,3%. Индексы Stoxx Europe 600 и MSCI Asia Pacific потеряли по 2,3%, MSCI Emerging Market — 3,2%. Золото подорожало сразу на 1,4%, евро укрепился к доллару на 0,9%.
В общем, за один день 500 самых богатых людей в мире потеряли 117 миллиардов долларов. В совокупности их потери составили 2,1% чистого капитала только в понедельник. Судя по данным индекса миллиардеров (Bloomberg Billionaires Index), самые большие потери понес основатель Amazon Джефф Безос, он же самый богатый человек на земле. В понедельник он потерял $3,43 млрд, свидетельствуют данные «Блумберг».
Кому и чем это аукнется
Борьба Дональда Трампа и Си Цзиньпина оборачивается падением цены нефти и биржевых котировок. В итоге баррель нефти «Брент» (Brent) торгуется уже ниже 60 долларов. Европейский, американский, японский и российский рынки в понедельник закрылись в красной зоне.
Китайские фондовые биржи тоже в красной зоне. Основные китайские фондовые индексы падают в диапазоне 2-3%. В понедельник главный индекс Шанхайской фондовой биржи Shanghai Composite снизился на 2,43% к отметке 2752,89 пунктов, индекс Shenzhen Composite падает на 3% до 8712,26 пунктов. После резких шагов Пекина и ужесточения риторики Трампа Шанхайская фондовая биржа открылась во вторник падением, индекс Shanghai Composite снизился на 1,82% до 2711 пунктов. Гонконгский индекс Hang Seng на открытии торгов во вторник упал на 2% до 25613,56 пунктов.
Зато основные фондовые индексы Индии торгуются в зеленой зоне. Индекс Nifty 50 прибавил за два дня более процента и составил 10906,70 пунктов, Nifty 100 поднялся вверх на 53 пункта до 11019,40. Дело в том, что Индия — главный экономический конкурент Китая в регионе, так что любые проблемы Поднебесной — это помощь индийскому бизнесу.
А вот для России, которая, борясь с «мировой гегемонией доллара», активно перекладывала золото-валютные резервы в юани, девальвация китайской валюты тоже стала неприятным сюрпризом. По состоянию на начало года в юань было вложено 14,2% золотовалютных резервов Банка России. ЦБ начал резко сокращать свои резервы в долларах в первой половине 2018 г. и продолжил после апрельских санкций, замещая их в том числе юанем. Если доля юаня осталась прежней, движение курса доллар/юань уже обесценило российские ЗВР на 1,5 миллиардов долларов.
Кроме того, торговая война будет и дальше влиять на цены на нефть (сегодня котировки Brent упали уже до $59,91 за баррель) и на все развивающиеся рынки, и это основной фактор риска для рубля. Правила просты: падает нефть — падает российский рубль. Падают региональные рынки — рубль тоже падает.
С нефтью вообще выходит редкостная катавасия. Bank of America Merrill Lynch в своем отчете указал, что цены на сырую нефть могут обвалиться почти вдвое — на 20-30 долларов за баррель, если Китай решит покупать «черное золото» у Ирана. Аналитики предупреждают, что «волатильность нефти снова возрастет», поскольку рынки ждут ответа КНР на последнюю тарифную угрозу США. И в Пекине уже подтвердили, что в числе таких мер может быть покупка иранской нефти в обход американских санкций.
При этом, по данным S&P Global Platts, примерно половина иранского нефтяного экспорта и так была отправлена в Китай в июне и июле. Аналитики BofA Merrill Lynch полагают, что последнее обострение тарифного противостояния между США и Китаем может снизить мировой спрос на нефть на 250-500 тысяч баррелей в сутки. А это вместе с обвалом цены не нефть обвалит уже экономику РФ.
Дальше — больше. Журналисты «Нью-Йорк таймс» (The New York Times) провели расследование, результаты которого показали, что как минимум 12 иранских танкеров поставляют нефть в Китай и другие страны в обход американских санкций. Журналисты проанализировали передвижения более 70 иранских танкеров в период после 2 мая, когда американские санкции вступили в силу. По данным издания, шесть танкеров поставляли нефть в Китай, тогда как маршруты остальных судов пролегали через Суэцкий канал в восточную часть Средиземного моря.
11 из 12 судов принадлежат дочерней организации Национальной иранской нефтяной компании, и только владелец одного судна зарегистрирован в Индии. Танкеры, как утверждается в расследовании, отключали системы автоматической идентификации, — это обычная практика контрабандистов.
В июле «Блумберг» уже сообщал о поставках «миллионов баррелей нефти» на таможенные склады Китая. Нефть на этих складах по-прежнему принадлежит по бумагам Ирану, однако Китай владеет некоторой ее частью в рамках схемы «нефть в обмен на инвестиции».
Китай отомстит американским фермерам
Кроме того, Китай временно прекратил закупки американской сельхозпродукции и не исключил повышения ввозных пошлин на все аграрные товары американского происхождения. Правительство Китая дало распоряжение государственными компаниям прекратить импорт из США сельхозпродукции. Отмечается, что китайские агропромышленные компании уже выполнили это поручение. Ну а по давней китайской традиции что официально предписано сделать госкомпаниям, то неофициально обязаны сделать и компании частные.
Так что неудивительно, что реакция фермеров США резко расходится с самоуверенной позицией Дональда Трампа. Американские сельхозпроизводители забили тревогу. Глава Американской федерации фермеров Зиппи Дюваль назвал действия Пекина «сокрушительным ударом по тысячам фермеров и скотоводов, которые и так борются за выживание».
Собственно, за выживание на рынке им приходится бороться уже не первый месяц: введенные Китаем еще в прошлом году пошлины в размере 25% на американскую сою сократили ее экспорт и вынудили администрацию Трампа компенсировать фермерам в течение двух лет совокупные расходы на сумму до 28 миллиардов долларов.
В мае этого года Китай и вовсе приостановил импорт американской сои. Причем снижение идет по нарастающей: в 2018 г. Китай импортировал сельскохозяйственной продукции США на сумму 9,1 миллиард, годом ранее — на 19,5 миллиардов. И вот теперь Пекин вновь ограничил импорт американских продуктов питания.
Что дальше?
Шансы на торговое соглашение между США и Китаем так малы, что перемирие, похоже, откладывается на 2020-й год, считают эксперты. Будет ли КНР сейчас дополнительно вводить санкции в отношении американского экспорта, непонятно. В любом случае, официальный Пекин не может сейчас диктовать Вашингтону условия по торговой сделке. Хотя бы потому, что экономика Китая показала в июле худший результат за последние 27 лет.
Есть и альтернативный взгляд на ситуацию. Так, в «Голдмен Сакс» (Goldman Sachs) считают, что американские ограничения лишь усилят стимулирование Китаем своей экономики и спровоцируют бурный рост ВВП.
Украина от всего перечисленного может выиграть. Во-первых, неполученное от США продовольствие Китай должен будет где-то покупать — и тут украинские агроэкспортеры могут, немного подсуетившись, занять весьма прибыльную нишу. Во-вторых, чем больше упадет цена на нефть — тем легче будет дышать всей экономике Украины. Да и в целом, любой кризис открывает новые возможности. Важно суметь ими воспользоваться.