Мигранты из Центральной Азии многие годы работают в России, но не получают достаточных выплат по достижении пенсионного возраста. Новое соглашение позволит им получать российскую пенсию после возвращения на родину.
Государства-члены Евразийского экономического союза, в который входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Кыргызстан, намерены подписать соглашение о пенсионном обеспечении до конца этого года, благодаря которому отчисления российских работодателей в Пенсионный фонд России за иностранных работников будут позже выплачиваться им по возвращении в родные страны.
Данное соглашение имеет особое значение, поскольку миллионы молодых людей из бывших советских республик Центральной Азии едут в Россию в поисках источника средств к существованию и лучшей жизни, но в будущем на родине не получают достойных пенсий из-за отсутствия трансфертов выплаченных работодателями средств в местные пенсионные фонды. Отметим, что после некоторого спада в прошлом году приток трудовых мигрантов в Россию значительно увеличился. Большая часть мигрантов из Евразийского экономического союза направляется в Россию.
Как считает Валентина Чубик, юрист, специализирующийся на защите прав мигрантов, по-прежнему существует неопределенность в отношении механизма расчета таких трансфертов, учитывая различные пенсионные законы в каждой стране. «Фактически мигранты не имеют возможности получать пенсии в своих странах, поскольку работодатели делают отчисления в пенсионный фонд только для тех работников, которые устроены официально. Доля таких работников в общем числе трудовых мигрантов составляет не более 3-4%», — рассказала Чубик в интервью «Аль-Араби Аль-Джадид».
Несмотря на то, что гражданам стран Евразийского экономического союза не нужны визы и разрешения на работу в России, работодатели прибегают к различным уловкам и не делают социальных взносов. «Средства, отчисляемые за мигрантов, очень малы. Они рассчитываются в зависимости от „белой" (официальной) зарплаты, размер которой указан в трудовом договоре. При этом зачастую работодатели стремятся обозначить в договоре минимально возможную сумму, а разницу выплачивать работникам наличными. В результате, размер их пенсий становится гораздо меньше, чем мог бы быть», — сообщила юрист.
Что касается бюрократических препятствий для получения мигрантами пенсий по возвращении домой, то, по словам Чубик, существуют различия в пенсионном законодательстве стран: «В России после повышения пенсионного возраста для мужчин он составит 65 лет, а в Кыргызстане он достигается в 60 лет».
В ходе недавней встречи глав Евразийского экономического союза в столице Казахстана Нур-Султане (бывшая Астана) президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков призвал стороны ускорить принятие пенсионного соглашения — позиция, которую поддержал президент России Владимир Путин, подчеркнув важность данного шага для обычных граждан. После саммита Евразийский экономический союз объявил, что соглашение о пенсионном обеспечении может вступить в силу с 2020 года.
Хотя с 2014 года российская экономика переживает нелегкие времена в связи с низкими ценами на нефть и западными санкциями из-за ситуации на Украине, условия жизни в стране намного лучше, чем в Центральной Азии, что побуждает мигрировать молодежь этих стран. Свидетельством сохранения такой тенденции является резкое увеличение числа мигрантов, прибывших в Россию в первые четыре месяца этого года. Согласно исследованию, проведенному Российской академией народного хозяйства и государственной службы, эта цифра достигла 98 тысяч по сравнению с 57 тысячами за тот же период 2018 года. Большая доля мигрантов в России приходится на четыре бывшие советские республики — Казахстан, Украину, Таджикистан и Армению. Авторы исследования обозначили две возможные причины увеличения притока мигрантов. Во-первых, не были учтены все мигранты, приехавшие в Россию в 2018 году, когда был зафиксирован рекордно низкий показатель за многие годы — всего 125 000 человек. В свою очередь это впервые за десятилетие привело к сокращению общей численности населения страны. Вторая причина может быть связана с изменением механизма учета мигрантов.
Федеральная служба государственной статистики (Росстат) обосновала это увеличение, охарактеризованное как «ненормальное», повышением точности данных, полученных МВД России после увеличения числа временно зарегистрированных мигрантов. Большинство из них были зарегистрированы на периоды от девяти месяцев до года, что означает, что к концу 2019 и началу 2020 годов в России может увеличиться количество покинувших страну лиц. Кроме того, Росстат отрицает какие-либо изменения в методологии подсчета численности мигрантов за данный период.