7 августа Министерство обороны России опубликовало видео с первым полетом беспилотного летательного аппарата С-70 «Охотник-Б», состоявшегося 3 августа. По мнению эксперта, стелс-беспилотники, сконструированные по схеме «летающее крыло», в последнее время стали одним из главных направлений развития авиации во всех странах. В будущем платформы для ведения разведки, наблюдения, передачи информации и ударных функций должны будут сочетать в себе скрытность и хорошие крейсерские характеристики. Россия долгое время вела исследования в этой области, первый полет случился с отставанием [от других стран], но имел огромное значение.
Видео с первым полетом вызвало бурю эмоций
Как сообщалось 7 августа на сайте российского новостного агентства Sputnik, первый полет С-70 длился около 20 минут. На беспилотнике, как и на истребителе Су-27, установлен турбовентиляторный двигатель серии АЛ-31. На видео видно, что на корпус летательного аппарата нанесены красные цифры 071. При взлете «Охотник» сузил реактивное сопло и двигался на максимальной тяге без использования форсажа. В отличие от ранее опубликованных фотографий по видео можно было понять, что на крыльях аппарата установлены два дополнительных приемника воздушного давления.
7 августа американское издание «Милитари таймс» (Military Times) сообщило, что новый беспилотный летательный аппарат принадлежит к тому же классу, что и американский Х-47В, чей вес достигает 20 тонн, а дальность полета составляет 5 тысяч километров. В тайваньской газете «Чайна таймс» (China Times) сообщалось, что вес беспилотника при взлете составлял 20-25 тонн. Исходя из фотографий со спутника, размах крыла «Охотника» больше, чем у Су-57 и Су-35. По размеру и весу он также немного превосходит американский Х-47В, длина которого составляет 11,65 метра, размах крыла — 18,9 метра, высота — 3,17 метра, максимальный взлетный вес — 20 тонн при двигателе F100-PW-220U.
Улучшенная версия боевых самолетов шестого поколения?
По сообщениям тайваньских СМИ, БПЛА «Охотник-Б» стал улучшенным образцом российских боевых самолетов шестого поколения. При полете на сверхзвуковой скорости он способен развивать скорость до 1 тысячи 400 километров в час. Как сообщает Министерство обороны России, основная задача С-70 будет состоять в осуществлении сбора информации, наблюдения и разведки при помощи фотоэлектрических и инфракрасных датчиков и сигнальных систем. По мнению американского сайта «Уор зоун» (The War Zone), размеры беспилотника позволяют размещать на его борту оружие, а российский сайт Sputnik назвал его беспилотным штурмовиком.
Китайский военный эксперт сообщил «Хуаньцю шибао», что самолет сконструирован по классической схеме «летающее крыло». В последнее время в этом направлении развивается авиационная промышленность всех стран. Примерами тому могут послужить американские беспилотники X-47B, RQ-170, сконструированный совместно несколькими европейскими странами nEUROn и английский Taranis. К преимуществам такой конструкции можно отнести высокую эффективность полета на крейсерской дозвуковой скорости. Иными словами, маленькая сила сопротивления на дозвукововой скорости и высокое аэродинамическое качество позволяет таким самолетам пролетать большие расстояния при том же размахе крыла. Именно этого эффекта и добивались США и Германия, развивая данную технологию. Из-за того, что в большинстве случаев в таких самолетах используются воздухозаборные клапаны ранцевого типа, отсутствует вертикальное хвостовое оперение, а на фюзеляже нет выдающихся систем радиолокационного отражения, они становятся менее заметными.
На сверхзвуковой скорости преимуществ «летающего крыла» не так много. Из-за отсутствия вертикального хвостового оперения страдает курсовая устойчивость. В случае отсутствия дальнейшего развития его аэродинамики, самолет будет сложно контролировать при маневрировании. С учетом всего вышесказанного получается, что беспилотные летательные аппараты с «летающим крылом», не являющиеся истребителями в строгом смысле этого слова, еще рано называть самолетами шестого поколения. Основное назначение таких беспилотников — разведка, наблюдение и нанесение удара по наземным целям. По словам эксперта, российский «Охотник» появился позже аналогичных беспилотных аппаратов в других странах, однако при должном развитии его крупный корпус можно будет сделать более практичным, расширить сферу применения, сделать аппарат подходящим для выполнения задач по проведению незаметных авиаударов и разведке на больших расстояниях.
Когда сформируются боевые навыки?
По мнению «Чайна таймс», появление С-70 стало историческим событием, однако, его конструкция и реальные боевые свойства несовершенны. Планировалось, что свой первый полет «Охотник-Б» совершит этой весной, однако по невыясненным причинам он был отложен. Несмотря на заявления российской стороны, что конструкция аппарата и стелс-покрытие сделает его практически «невидимым», по словам аналитиков, беспилотнику до этого еще далеко. Наиболее очевидные проблемы, снижающие невидимость аппарата, заключаются в размещении двигателя, расположении воздухозаборника и выхлопного сопла практически в одну линию, а также отсутствии вытяжного колпака. Множественные воздухозаборники и антенны на корпусе только усугубляют проблему.
Может сложиться впечатление, что двигатель АЛ-31Ф не подходит для корпуса беспилотника, так как он не был под него адаптирован. Чтобы сделать аппарат еще более незаметным для радаров сзади, можно было бы убрать форсажную камеру и исправить мешающую систему выхлопа. России несложно это сделать, нужны только время и деньги.