Плавучие ядерные реакторы сократят выбросы углекислого газа на 50 тысяч тонн в год и смогут обеспечить энергией до 200 тысяч потребителей. Ядерные отходы мы будем хранить на палубе, а когда реакторы отслужат свое, их без труда уберут, а кораблем воспользуются для других нужд. Это обещает Росатом. Но противники атомной энергии ему не верят.
Длина «Академика Ломоносова» достигает 144 метров, ширина — 30 метров, а масса — 21 тысяч тонн стали. Судно, которое своими размерами напоминает огромный круизный пароход, предназначен, однако, совершенно для других целей. В ближайшем будущем он будет снабжать электроэнергией городок Певек, который находится на северо-востоке России в 350 километрах от Полярного круга.
Путь по Арктике
К конце лета корабль, который сейчас стоит на приколе в Мурманске, отправится в рейс и через пять тысяч километров достигнет Певека. Плавучая атомная электростанция принадлежит российскому энергетическому гиганту «Росатом», который претендует на достройку реакторов в Чехии. Первый проект плавучих реакторов появился в 1998 году, а в 2007 началось строительство корабля. Через десять лет Росатом завершил работы.
Корабль стоял в Санкт-Петербурге, пятимиллионном мегаполисе. Но местные экологические организации протестовали против того, чтобы радиоактивные материалы загружались в густонаселенном районе. Организация «Гринпис» даже составила петицию об этом. Под давлением некоммерческих организаций российские власти приняли решение провести эту операцию в Мурманске на берегу Баренцева моря.
На палубе «Академика Ломоносова» находятся два атомных реактора мощностью 35 МВт. По данным сервера «Франсинфо», их энергию планируется использовать, прежде всего, для опреснения морской воды, а пар из турбин — для теплоснабжения«. Такой же тип малых реакторов россияне уже применяют, к примеру, на атомных подводных лодках.
В Певеке, где сейчас проживает около пяти тысяч человек, плавучая АЭС заменит две старые электростанции, которые уже отслужили свой век (ТЭЦ работает с 1961 года, а АЭС была запущена через 13 лет после нее). Два новых реактора «обеспечат теплом и электроэнергией самые отдаленные регионы, поддержат экономический рост и устойчивое развитие», — заявил агентству AFP Виталий Трутнев, который в Росатом отвечает за строительство плавучих АЭС. Благодаря новой электростанции Россия будет выбрасывать на 50 тысяч тонн меньше углекислого газа в год.
Корабль, на котором есть даже бассейн с морской водой, фитнес-зал и сауна, обошлась российским налогоплательщикам в 39 миллиардов рублей. Срок службы судна составляет 40 лет, по истечении которых очередные расходы удастся сократить благодаря несложному демонтажу. Тогда корабль можно будет использовать в других целях. Ядерное топливо будет храниться на палубе, и, как заверяют в Росатоме, никакие утечки не грозят.
Огромный потенциал добычи
Тому, что Россия столько инвестирует в отдаленный и малонаселенный регион, есть своя причина — глобальные изменения климата. По мере его потепления открываются новые возможности для использования Арктики. Там можно не только проложить новую трассу для транспортировки грузов, но и построить новые порты, добывать полезные ископаемые, развивать туризм и так далее. «Россия поняла геополитическую игру, связанную с глобальным потеплением, и распознала экономический потенциал открытия морского пути вдоль арктического побережья», — считает Карин Герви из французского Института ядерной безопасности.
Как написал сервер CNN, на арктическом побережье проживают два миллиона россиян, и этот регион обеспечивает одну пятую российского ВВП. В Сибири запасы полезных ископаемых постепенно истощаются, тогда как Арктика может стать для добывающих компаний новым раем. Поэтому регион, который до недавнего времени интересовал только горстку ученых, стал объектом острой геополитической борьбы.
Экологи бьют тревогу и напоминают, что в прошлом российские гарантии в области ядерной безопасности не раз оказывались никчемными. «Эта электростанция привнесла риск ядерной катастрофы в такой чувствительный регион, как Арктика», — утверждает Ян Гаверкамп, ядерный эксперт «Гринпис». В этой организации напоминают, что воды Арктики считаются одними из самых нетронутых на планете, и российский корабль в этой связи приравнивают к «ядерному Титанику» или «Чернобылю на льду».
Более отдаленные, а значит, более безопасные?
«С технологической точки зрения этот реактор отличается от чернобыльского, и риски малы», — защищает Росатом Герви, которая считает, что сердце малых реакторов более стабильно. Но пресс-секретарь ассоциации «Отказ от атома» Шарлотта Миен с ней не согласна: «Он легче, а значит, более контролируемый? Не обязательно, так что риск есть», — говорит она, отмечая, что меньшая мощность реактора может привести к недостаточному вниманию к нему со стороны персонала. Риск она видит и в большой отдаленности судна, которая затруднит работу спасателей в случае необходимости.
Противники плавучей АЭС также обращают внимание на негативное воздействие развивающейся в регионе добычи. Аварии, загрязнения, разрушение экосистем и изменение традиционного образа жизни местных жителей — все это связывают с ростом добычи полезных ископаемых в этом регионе. По мнению специалистов, все это также может способствовать ускорению глобального потепления, хотя именно им чаще всего аргументируют в пользу ядерной энергии ее сторонники.
Кроме экологов, обеспокоенность выразили и другие арктические государства, такие как Швеция, Норвегия и Финляндия. Скандинавские страны потребовали от Москвы постоянно их информировать о ходе проекта. Как сообщил сервер «Анкоридж Дейли Ньюс», население Аляски опасается возможного радиоактивного загрязнения. Город Анкоридж находится всего в двух тысячах километров от места стоянки плавучей АЭС.