На прошлой неделе новостное агентство ТАСС сообщило, что российская армия оборудовала на острове Гогланд постоянно действующий вертодром.
Согласно пресс-релизу российского Западного военного округа, вертодром включает пять вертолетных площадок, командно-диспетчерский пункт, метеостанцию и топливо-заправочный комплекс.
Новые вертолетные площадки подходят для транспортных и боевых вертолетов, которые использует Западный военный округ. Вертодром был построен в рамках учений Западного военного округа.
Финский исследователь: стратегическое значение Гогланда не изменится
Старший научный сотрудник Академии обороны Финляндии, подполковник Симо Песу (Simo Pesu) считает, что строительство базы свидетельствует о военной значимости Гогланда для России и о желании России улучшать свое военное мастерство.
Строительство вертолетной базы дополнит нынешнюю инфраструктуру, но стратегическое значение острова не изменится.
«По своей значимости и затратам на строительство вертолетная база является умеренным объектом ‒ в сравнении, к примеру, с установкой ракетной системы. Эта база улучшит уровень боеготовности войск. Она действует постоянно, и ее подготовкой не нужно заниматься отдельно», ‒ говорит Песу.
По словам Песу, более значимым в военном отношении было создание на Гогланде радарной станции и центра управления полетами в конце прошлого десятилетия.
«Сам по себе Гогланд не является для России незаменимым»
Гогланд находится в 40 километрах от финского города Котка и примерно в 100 километрах от столицы Финляндии Хельсинки.
Значение острова для России начало расти после распада Советского Союза, когда страна начала заниматься реорганизацией своей системы обороны. Присоединение стран Прибалтики к НАТО увеличило значимость острова.
Симо Песу призывает рассматривать Гогланд с учетом общей картины. Стратегическое значение связано с обороной Санкт-Петербурга и контролем морских маршрутов и авиамаршрутов.
Россия также хочет обеспечить безопасность газопроводов, идущих по дну Балтийского моря, и электрическим и информационным кабелям.
«Сам по себе Гогланд не является важным или незаменимым для России. Его военное значение и возможности использования объясняются только расположенностью рядом с Санкт-Петербургом», ‒ сообщает Песу.
Погружение Путина и эффектные учения перед встречей с Трампом
Россия использует Гогланд и как инструмент для оказания информационного влияния. В последний раз это произошло в июле, когда президент Владимир Путин совершил у Гогланда эффектное погружение, чтобы таким образом почтить память экипажа, затонувшего здесь во время Второй мировой войны.
По словам Симо Песу, это действие было необходимо не только для укрепления образа президента, но и для того, чтобы подчеркнуть стратегическое значение острова в составе России. Как для россиян, так и для соседних стран.
Второе событие произошло год назад, когда президент США Дональд Трамп (Donald Trump) встретился с Владимиром Путиным в Хельсинки. Перед саммитом российская армия провела на Гогланде учения войск специального назачения.
«В новостях этот эпизод связали со встречей президентов в Хельсинки. Связь оказалась довольно искусственной, и это тоже свидетельствует о желании увеличить значение даже небольших учений при помощи освещения в СМИ», ‒ говорит Песу.
Мечта финских яхтсменов стала дальше еще на шаг
Финляндия передала Гогланд Советскому Союзу по итогам Парижского мирного договора в 1947 году, и с тех пор Гогланд является военной базой. Острова Мощный, Сескар и Соммерс, внешние острова Финского залива, также были переданы СССР после войн.
Гогланд находится примерно в 40 километрах от города Котка. Если смотреть на остров с материка, он будет выделяться силуэтом с тремя вершинами ‒ если повезет с погодой. В финской Котке видимость Гогланда ‒ один из критериев ясности погоды.
Доступ гражданских лиц на остров сильно ограничен. Например, за последние годы группа яхтсменов из Котки неоднократно планировала высадку на Гогланде, но пока безрезультатно.
Симо Песу не считает, что новая вертолетная база принесет большие перемены в функционировании острова. Однако развитие военных инфраструктур, по его мнению, говорит о том, что гражданским лицам вряд ли будет легче попасть на Гогланд.