Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

The New Yorker (США): как Советский Союз освободил Арктику от гнета капиталистов

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Специалист по истории экологии, климата и энергетического воздействия на него вдруг уделила пристальное внимание совсем другой истории, связанной с политикой советской власти по отношению к коренным народам Чукотки после Октябрьской революции. Разумеется, в очерке не нашлось тёплых слов на эту тему, были выбраны исключительно негативные моменты в отношениях власти и чукчей.

Зимой 1919 года поселок Анадырь, расположенный вблизи Полярного круга, представлял собой группу чумов: склады шкурок лисы, медведя и росомахи, несколько контор меховых компаний и здание администрации, назначенной Российской империей. Анадырь жил добычей зверя на Чукотке, полуострове, который почти соприкасается с Северной Америкой у Берингова пролива. Нажитые благодаря охоте богатства зачастую отправлялись вовсе не в Российскую империю, как следовало бы в соответствии с картами; власть Москвы, расположенной в четырех тысячах миль от Чукотки, была весьма шаткой. Большая часть прибыли, получаемой от добычи шкур лисы и моржа, отходила торговцам с Аляски, лежащей всего в нескольких сотнях миль к востоку. Это сделало Анадырь поселением, построенным, как утверждал молодой большевик из центральной России Михаил Мандриков, на «капиталистической системе», которая «никогда не освободит рабочих из-под капиталистического гнета». Рабочие Анадыря были по большей части коренными жителями чукотской тундры и скалистого побережья. Вот уже почти сто лет, как они торговали шкурами и моржовыми бивнями с американцами. Мандриков и его соратник Август Берзин приехали на север, чтобы проповедовать освобождение, донести людям представление о том, что «каждому человеку <…> в равной степени принадлежат все ценности мира, добытые трудом».

Октябрьская революция состоялась за два года до того, как Мандриков и Берзин взяли под свой контроль областную администрацию, захватили меховые склады и объявили о создании первого советского революционного комитета, или Ревкома, на Чукотке. Полтора месяца спустя большинство членов Ревкома были мертвы — расстреляны торговцами, мало сочувствующими революции. В 1923 году Красная Армия объявила Чукотку свободной от «белых бандитов [солдат Белой армии], иностранных хищников и армий-разорителей», частью «нового мира, новой жизни братства, равенства и свободы». Это было начало грандиозного арктического эксперимента, во время которого Советский Союз перенес свои идеи коллективного производства, партийности и марксистской социальной трансформации на Чукотку. Моржи и северные олени, а также коренные народы, которые зарабатывали себе на жизнь благодаря их мясу и шкурам, вот-вот должны были присоединиться к революции рабочих.

Чукотка бросила большевикам особенно трудный вызов. Ее народы — кочевые оленеводы тундры, чукчи, и охотники на моржей с побережья, юпики, — были потенциальными советскими гражданами. Но с марксистской точки зрения они находились на самой низшей исторической ступени, еще до появления сельского хозяйства и промышленности, не говоря уже о социализме. В 1924 году группа преданных большевиков, среди которых были имевшие опыт взаимодействия с «отсталыми народами» этнографы, сформировала Комитет Севера. Комитет отправлял в регионы от Мурманска до Чукотки «посланников новой культуры и нового Советского государства», готовых, по словам одного из членов комитета, «принести на Север пламя своего энтузиазма, порожденное Революцией».

Тихон Семушкин, учитель с юго-востока Москвы, был настолько вдохновлен рассказами о советском труде в Арктике, что сел на поезд на восток, а потом отправился по морю на север от Владивостока. Прибыв на Берингов пролив, Семушкин обнаружил, что за плечами у него не только прошлое, но и Международная линия перемены дат. Чукотка, писал он, была местом встречи «двух дней — нового и старого — и двух миров, нового и старого, социалистического и капиталистического».

Зимой единственным способом передвижения была собачья упряжка или запряженные оленями сани; летом земля была заболочена. Насекомые не давали покоя. Основной пищей было сквашенное мясо моржа или вареная оленина. Юпики и чукчи практиковали шаманизм и жили в эпоху, которую человеческая история, казалось бы, должна была уже давно пройти — без грамотности, воздержания, науки или равенства полов. Там не было ни хлеба, ни одежды в нашем понимании, ни мыла.

Чукчей не волновали рассказы Семушкина о том, как «все наши народы строили новую жизнь, как сказал Ленин». В своих мемуарах, написанных спустя несколько лет после прибытия на Чукотку, Семушкин описывает попытку убедить чукотского старца по имени Тнайргын отправить детей кочевников в школу-интернат на культбазе в советском селе Лаврентия. Указывая на портрет Ленина, Семушкин объяснял, «как он, тот, кого мы видим на стене, учил, что все народы будут жить хорошо только тогда, когда они сами будут строить свою жизнь» и научатся читать. Тнайргын ответил: «То, что вы говорите, чепуха. Разве он не знает, что мы и так сами строим свою жизнь?»

Такое мнение, как у Тнаргына, было весьма популярно среди чукчей. В 1927 году секретарь восстановленного Чукотского Ревкома попытался организовать выборных лидеров среди чукчей, но ему сказали, что у них нет «вождей» и они «все равны», по крайней мере, вот уже много лет. И никто не хотел обсуждать оленей. Чукчи, которые начали одомашнивать северных оленей за сотни лет до прихода Советов, знали, что животные помогли увеличить численность местного населения и усилили политическую власть, позволив людям разбогатеть, владея тысячными стадами. «Чукчи приняли меня тепло и охотно говорили на общие, абстрактные темы и темы, которые непосредственно не касались их домашнего скота, — сообщал один из членов Ревкома. — Но как только речь зашла об оленях и оленеводстве, чукчи насторожились и смолкли».

Эксперт из комитета написал, что единственный способ «радикально повысить производительность местной экономики» — это «коллективизация на севере». Повышение производительности устранит бедность, коллективные хозяйства создадут рабочие места, а все вместе это создаст возможности для сознательных действий. Но коллективизация должна была «начинаться с самых простых форм — объединений для общего пользования землей, артелей (мастерских) для совместного производства продуктов — и постепенно подниматься к более высоким формам социалистического производства». Каждая артель становилась колхозом, или коллективным фермерским хозяйством, где рабочие владели средствами производства и, наконец, совхозом — хозяйством с централизованной собственностью и нормами выработки. По мере развития коллективизации производство будет расширяться. На Чукотке это означало, что будет производиться больше оленины и моржовой ворвани, а в будущем «жир морских животных потечет быстрой, широкой волной в резервуары» охотничьих артелей, пишет один морской специалист. Чтобы добывать больше моржей и северных оленей, нужно было коллективизировать оленеводство и охоту.

Некоторые юпики приняли взгляды большевиков. В детстве Маллу, молодой человек из деревни Унгазик, научился охотиться на моржей на морском льду. Он также выучил русский язык у одинокого православного миссионера с Чукотского побережья. Когда пришли большевики, их ужасное владение языком юпиков не помешало Маллу разобраться в том, какие у них планы. То, что он услышал, было спасением от зим, «когда мы голодали, потому что морской зверь не приходил», оставляя «детей без отцов». Поэтому он писал позже: «Я решил организовать колхоз» под названием «К новой жизни». К 1928 году Маллу и еще полдюжины других юпикских мужчин были избраны членами местной советской администрации. У большевиков были новообращенные.

Однако в глубинной части страны среди оленеводов тундры большевики проповедовали освобождение людям, которые не считали себя угнетенными. Чукчи веками жили своей жизнью, и в этом им помогали олени. Семушкин говорил родителям чукчей, что школа — это полезное и нравственное место; но все, что видели чукчи — пьянство, ругань и жульничество приезжих вместе со вспышкой гриппа, который убивал детей. Ходили слухи, что сам Семушкин был разносчиком гонореи. Советы обещали вывести чукчей из вечного застоя к сознательному историческому действию, не увидев за чукотской историей войн и одомашнивания народ, который и так считал, что определяет свое будущее. Там, где Маллу видел в советских идеях возможности, Тнаргын видел невежество и угрозу со стороны иностранцев, которые «не понимают нашего образа жизни» и «не могут жить в тундре».

Некоторые чукчи посещали культурную базу из-за чая, радио и фильмов, которые там предлагались и были для них в новинку, но они не слишком активно принимали участие в рабочих комитетах. Еще меньше было оленеводов, заинтересованных в присоединении к артели или колхозу. В двадцатые годы условия для оленей были хорошими, так что их поголовье разрослось до полумиллиона животных. В конце десятилетия менее одного процента чукотских домашних оленей находились в коллективных хозяйствах. Там, где пастухи готовы были объединить своих оленей, колхозные стада были настолько малы, а запасов так немного, что коллективы так и не сдвинулись с мертвой точки. Как писал один из организаторов: «Мы купили оленей. Мы их всех съели. <…> Так что на самом деле никаких колхозов оленеводов не существует».

***

Первый пятилетний план, начатый в 1928 году, требовал, чтобы в течение половины десятилетия СССР прошли «курс развития, который занял у Западной Европы от пятидесяти до ста лет», — писал член Комитета Севера Анатолий Скачко. Для чукчей требуемая скорость была еще выше: тысячелетие за десятилетие, поскольку «даже тысячу лет назад культурный уровень [русских] был выше». Люди либо оставались позади — в отстающих, — либо активно трансформировались. Эта трансформация объединила материальный прогресс и личное спасение; социализм должен был стать Царством Небесным, созданным просвещенными душами на Земле.

Маллу провел тридцатые годы в попытках ускорить историю, изгнав с властных позиций тех, кто не был просвещен. Он возглавлял кампанию против женщины, которая предсказала конец коммунизма, и против чукотского шамана по имени Эккер на острове Аракамчечен. Эккер захватил моржовый берег, отпугивая других охотников своей способностью, как говорили местные старейшины, «убивать, наводя порчу». Вместо заклинаний Эккера у Советов были свои магические ритуалы: план. В плане — пятилетнем плане, разделенном на ряд годовых планов, разбитых на месячные планы, — государство устанавливает производственные нормы для каждого завода и хозяйства. С каждым годом нормы увеличивались, превращая ускорение истории в материальный, осязаемый факт.

Стремление к скорости не терпело таких людей, как Тнайргын, который, с советской точки зрения, предпочитал жить в прошлом. Не может быть будущего до тех пор, пока шаманы и кулаки с их не коллективизированными оленями не будут ликвидированы, а их души преображены.

Иван Друри прибыл из Мурманска в 1929 году с поручением организовать первый чукотский совхоз в поселке Снежном, в ста милях к северо-западу от Анадыря. Чукчи, как он обнаружил, «относились к нашей деятельности с недоверием и подозрением. Они понимали, что мы хотим стать „чаучу" — хозяевами стад — то есть боялись нас как будущих конкурентов. Более бедные пастухи все еще находились под их полным влиянием». Друри начал свой колхоз с нескольких новобранцев и оленей, которых богатые чукчи продали ему по девять рублей за самку и двенадцать за самца. Он так и не заплатил. Дальше на север, вдоль рек Чаун и Омваам, ветеринары и зоологи изучали, какие дары можно ожидать от коллективизированной тундры. Передвижные «красные чумы» следовали за кочевниками по тундре. В них большевики показывали фильмы, поясняя вслух происходящее на мерцающем экране: вот товарищ Ленин, он уже умер; вот товарищ Сталин; Сталину нужны новые мужчины и женщины, и чтобы каждый «повышал свой культурно-политический уровень».

На самом деле чукчи видели у красных чумов, как чужестранцы подстрекают людей, раздают им таблетки и порошки, обманывают, не платя за оленей, требуют, чтобы молодежь выступала перед старейшинами, а женщины перед мужчинами, вглядываются в заросли и водят руками над стадом оленей, бормоча какие-то числа. Казалось, они проклинали все, к чему прикасались. Целые кочевые кланы находили пастбища глубже в тундре, удерживая свои стада вдали от каких-либо признаков государства. Один советский чиновник жаловался на то, что кулаки и шаманы «гнали прочь учителей, как волков от стада». Чукотские родители объясняли большевикам, что «детям нужно учиться ухаживать за оленями» и «защищать стада, поэтому они не могут посещать школу».

Председатели колхозов, тайная полиция и персонал чукотских продмагов начали насильственно преобразовывать общины коренных народов, ведя, по словам местного партийного лидера, «решительную борьбу против пережитков племенной системы», включая конфискацию оленей и арест несогласных. Если обращаться «с кулаками и шаманами по-хорошему, они будут плодиться, как мухи, — заключил лидер партии из Анадыря. — Мы должны схватить их всех, чтобы они не могли навредить нашей работе».

Для чукчей пятилетние планы превратили советских людей из тех, кого можно избегать или посещать по желанию, в источник опасности. Простое ношение амулета делало человека шаманом, а шаманов арестовывали. Крупные оленеводы стад обнаружили, что, если они не отдадут своих оленей, они станут врагами государства. Многие семьи отступили вглубь, к широким, чистым рекам и зеленым холмам. Другие нападали на местных активистов и членов партии. Оленеводы готовы были скорее зарезать свой скот, чем передать его государству. В 1932 году на Втором съезде Советов по Анадырскому району чукотский делегат, которого выбрали из-за того, что у него не было оленей — а, следовательно, теоретически он симпатизировал Советам, — «без единого вскрика вонзил себе в сердце чукотский нож» и умер на месте. «Никто не ожидал такого подвоха», — отмечалось в протоколе официального собрания партии, а самоубийство объяснялось «провокацией кулаков и шаманов».

Такие насильственные меры не остались незамеченным в Москве. В 1934 году Сталин приказал, чтобы кадры преодолели «отчуждение и изоляцию» северных народов. Новые правила позволяли членам колхоза оставлять себе до шестисот оленей, а не требовали, чтобы все животные стали коллективной собственностью. Были и другие новые стимулы для вступления в колхоз: зачастую только в местном магазине можно было достать чай, сахар и табак в этом регионе. К концу 1934 года примерно треть населения Чукотки так или иначе подверглась коллективизации.

***

Ятгыргину было шестнадцать лет в 1940 году, когда его семья вступила в колхоз «Полярная звезда» в Берёзово. Это была небольшая деревня со школой и, конечно, множеством чумов вдоль реки Онемен, берега которой были красными от иван-чая. Деревня находилась неподалеку от хорошего пастбища и там было достаточно тепло для того, чтобы росли деревья. Семья Ятгыргина вступила в колхоз не по своей воле. Он вспоминал, как однажды ночью советские военные прибыли на их стоянку, чтобы арестовать старейшину по имени Гемавье. В суматохе были убиты человек десять, включая троих сыновей старика. Военные сожгли жилища и «унесли с собой абсолютно все», вспоминал Ятгыргин. «Сани, даже мешковину и веревку — до последнего мотка». Без саней и тягловых оленей невозможно было перевести стадо на новые пастбища; семьи вынуждены были вступить в колхозы. «С самого начала мы были раздавлены силой властей, — вспоминал он десятилетия спустя. — Многие умерли, потому что мы не могли жить той жизнью, которую нам навязали». Тундра, которую предлагали Советы, была полна надежды, но это были их представления о надежде. Семье Ятгыргина пришлось распрощаться со своими оленями, а вместе с ними — с привычным для них миром. У орлов больше не было своей собственной страны, мыши не были людьми с подземными домами, готовыми превратиться в людей-охотников, а завиток шерсти горностая не мог превратиться в живого горностая, а затем в медведя. Советы сожгли амулеты Гемавье.

Согласно официальной версии партии, Гемавье отказался платить налоги со своего стада, так что он был кулаком. Хуже того, он организовал убийство местных членов колхоза в отместку за то, что они забрали еще больше оленей. Он встал на «путь физического уничтожения советских людей, партийных работников, активистов-колхозников», — писал советский историк. Гемавье был арестован и умер в тюрьме в Анадыре. Его олени отошли колхозу.

События в Берёзово были частью целой серии обвинений, арестов, пыток и тюремных сроков, которые начались в Москве и через несколько лет дошли до Чукотки. В 1935 году паника по поводу предателей и несогласных спровоцировала аресты и казни представителей верхушки Коммунистической партии. К 1937 году чистка распространилась на все слои советского общества. На Чукотке коллективизацию превратили в обязательную идеологическую проверку. Те чукчи, кто ее не прошел и отказался вступать в колхоз, предстали перед судом за «вредительство работе» передвижных культбаз. Другим были предъявлены обвинения в разгульном образе жизни, пьянстве, «неспособности бороться с кулаками» или любых других действиях, которые могли помешать созданию колхоза. Каждый должен был ответить на вопрос «Что вы делали в тундре?». Если ответ был недостаточно убедителен, человека могли посадить или расстрелять.

По новым законам те чукчи, которые не состояли в колхозах, должны были отдавать государству семьдесят процентов своих стад. После 1938 года не ходить в школу означало нарушать закон, так что 90% детей кочевников внезапно стали преступниками. Такая логика могла превратить любого взрослого чукчу в сухую строчку — запись об аресте в НКВД. Охотника-одиночку по имени Караувье в 1936 году приговорили к десяти годам тюремного заключения за то, что он практиковал шаманизм и запрещал своим детям вступать в комсомольскую организацию. Оленевод по имени Ваписка, невысокий мужчина с оспинами, живущий в долине реки Чаун, у которого было двадцать два оленя, был заключен в тюрьму в мае 1940 года как диверсант. Когда представители власти пришли к его чуму, чтобы арестовать его, Ваписка заявил: «Я не признаю советскую власть. Я сам хозяин в тундре. Я не позволю открыть школу на своей стоянке. <…> Многие люди заболели, потому что русские сюда приезжают. Скоро наступят времена, когда погибнет много людей».

***

Одновременная практика коллективизации и чисток увеличила число оленеводческих колхозов в Анадырском регионе до двадцати одного к 1940 году. Некоторые из них даже работали. Но чукотские стада потеряли более ста тысяч животных с начала коллективизации в двадцатых годах. Причиной был климат — отчасти революционный, а отчасти самый обыкновенный. В тундре выдались теплые годы.

В 1941 году, после того как нацисты вторглись в Советский Союз, потребность в больших стадах обострилась. На Чукотке советские бюрократы, тайная полиция, инженеры, геологи, учителя, врачи и ветеринары, — теперь приезжие составляли четверть населения полуострова, — не могли надеяться на новые поставки говядины, свинины и колбасы. Весь белок шел на фронт. Так что именно олениной питались пилоты, летавшие на Аляску по ленд-лизу, строители, чиновники, управляющие разработкой оловянных месторождений. Моржей убивали тысячами, чтобы восполнить «нехватку жира» в стране. Коммунальные хозяйства требовали, чтобы в колхозы отправились все олени до единого. «В колхозе „Передовик", — отметил один товарищ, — на 1 января 1941 года насчитывалось 355 оленей, а к 1 января 1945 года у него было 9 216 голов общественных оленей», что свидетельствует о том, что «каждый год колхоз перевыполнял план развития оленеводства». Пожертвованиями в виде оленины, моржовой ворвани и рублем колхозы поддерживали танковые колонны. Тысячи убитых оленей и тысячи фунтов кожи были отправлены на фронт.

На Чукотке Вторая мировая война оказалась еще и гражданской войной. Конфискация и налоги на скот спровоцировали восстание по всей тундре. Когда Ваписка, человек, арестованный за диверсию, сбежал из тюрьмы, он подговорил и другие семьи уклоняться от советских требований военного времени. Они были не одни. «Бедные люди живут в колхозе, где правительство забирает всю прибыль, — заявил человек по имени Латылкот в НКВД в 1944 году. — Но я сам себе хозяин. Под властью чукчей лучше живется». Он отказался отдать своего оленя. Во время закупочной кампании для Красной Армии оленевод по имени Трунко «категорически отказался помогать нашей стране», сообщил один из офицеров, и даже организовал налет, чтобы выкрасть колхозный скот. Офицер рекомендовал поднять в воздух самолет, чтобы «захватить контрреволюционную террористическую группу Трунко» и «ликвидировать ее» из тундры.

Пять лет спустя Ятгыргин вернулся с весеннего пастбища в свой колхоз «Полярная звезда» и обнаружил, что семьи работников голодают. Председатель конфисковал у них все мясо и рыбу. Ятгыргин вместе с другими колхозниками избили директора и выбрали нового лидера. Отряд Красной Армии в поселке Марково послал солдат, чтобы арестовать «агитаторов». В густых березовых зарослях вдоль реки началась перестрелка. Несколько старейшин покончили с собой. Погибли пятьдесят человек, а Ятгыргина взяли под стражу. Его бросили в тюрьму в Новосибирске, почти в пяти тысячах километров от дома.

Когда в 1955 году Ятгыргина освободили, открытая вражда между советскими людьми и чукчами прекратилась. Последние открыто практикующие шаманы были на контроле НКВД. Но многие семьи практиковали ритуалы наедине, обучая своих детей, по крайней мере, некоторым значениям амулетов и молитв перед тем, как 1 сентября каждого года вертолет заберет их в школу-интернат. Когда они возвращались домой, родители жаловались, что те не умеют обращаться с оленями и свободно разговаривать с родителями после того, как девять месяцев говорили только по-русски.

Но другие чукчи, такие как поколение юпиков, вдохновленное Маллу, были членами партии и соблюдали новые ритуалы планов и социалистических праздников. Чукча по имени Отке представлял Чукотку в качестве депутата Верховного Совета. Русский учитель Семушкин, возвращаясь на Чукотку в 1951 году, сказал, что «быстрые перемены являются характерной чертой нашего социалистического строительства», приводя к «революционным преобразованиям», включая дороги, больницы и чувство общей цели. «Советские люди пробудили чукчей для культурной и политической жизни, — писал он, — и возродили жизнь на этой холодной земле». Один молодой оленевод сказал Семушкину, что «большой слой снега и льда лежал на нашей прошлой жизни. И тогда товарищ Сталин помог нам сломать этот холодный слой и выбраться на солнечный свет <…> Мы живем совершенно новой, интересной и умной жизнью».

Возможно, в 1950-е годы наиболее вероятным образом жизни в регионе было стремление приспособить старые ценности к новым. На реке Омваам чукча по имени Тимненентин был одним из первых, кто присоединился к колхозу «Амгеума». У него было три жены и достаточно оленей, чтобы он считался влиятельным человеком. В 1951 году, старый и больной, он потребовал, чтобы его брат совершил ритуальное убийство, жертвоприношение, которое вкупе с подходящими заклинаниями принесло бы богатство его народу. Брат Тимненентина неохотно возразил, что «мы живем в новом времени, а наши прежние законы и обычаи, установленные нашими предками, устарели». Советский этнограф в ужасе вмешался, объяснив, что «все мы, русские, как и вы, чукчи, живем в новое время, <…> где больных лечат, а не умерщвляют». Тимненентин согласился на лечение вместо смерти: другой вид жертвы для нового типа коллектива.

Батшеба Демут (Batsheba Demuth) — историк, доцент Брауновского университета, автор книги «Плавучее побережье: экологическая история Берингова пролива» (The Floating Coast: An Environmental History of the Bering Strait).

Обсуждение
Комментариев: 50
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Spax2018
19 августа 2019, 12:48
"В 1923 году Красная Армия объявила Чукотку свободной от «белых бандитов [солдат Белой армии], иностранных хищников и армий-разорителей» Аж слеза накатила от такого сраного красного пафоса ;-). Маяковский сочинял? Или Швондер?... ...Да. Коммунистических выродков надо было мочить еще в Гражданскую. Потом уже поздно было. 73 года коммунистической оккупации России. Чудовищные цифры, просто чудовищные. И сейчас задача каждого патриота России - не допустить ренессанс коммунизма.
BULGARI
19 августа 2019, 13:26
Spax2018, Самая тонкая книжка в мире-это история американской культуры.
Spax2018
19 августа 2019, 13:55
BULGARI, и как ваш пост относится к моему? Про пиндосов я и слова не написал.
За Гуманизм
19 августа 2019, 13:40
Spax2018, ..."выродков надо было мочить еще в Гражданскую..." нормально в Гражданскую выродком мочили...дивизиями в море скидывали.. потом и нэпманов с кулачьем.. потому и Государство новое построили..после царей немчиков..народ гнобивший столетия.. Царский геноцид был Русскому народу ..на полное его уничтожение.. население то Российской Империи прирастало..Поляками Финами Прибалтами..Кавказом да Азией ..да Евреями .. Русских то почти полностью извели..до царя Петра русских то было до 7 мил.чел... а через 300 лет всего то с 50 миллионов к 1913 году .. это за 300 лет ! за 100 то лет население утраиваться должно ..да царишки...всех поизвели.. за годы Советской власти с 50 мил до 111 мил. ...Русского то населения прибыло.. так и две Мировых войны..пережили..сельское хозяйство переформировали.. а население Русское множилось.. ...теперь вот опять убывает.. ...."Чудовищные цифры, просто чудовищные...." 300 лет геноцида Русского народа домом Романовых- немчиков ... для Русских вот это действительно ..цифры то чудовищные..
mig
19 августа 2019, 14:15
За Гуманизм, откуда ты знаешь,что народ гнобили при царе? Книжек коммунистических начитался? У меня другие сведения.Бабка жены (ныне покойная),родившиеся в 1900 году,говорила,что жили прекрасно.Вся деревня была зажиточной,пока большевички не пришли и не согнали всех в колхоз.
За Гуманизм
19 августа 2019, 15:48
mig За Гуманизм, откуда ты знаешь,что народ гнобили при царе.... тебе в прошлый раз... я же пообщался с местными стариками.. так вот.. местность наша заселена с 1290 года..русскими.. в колхозы ни кого не загоняли..как жили общиной так и продолжали жить..только назвали все..не общиной как при царьках..а коллективным хозяйством..как оно и было все 500 лет на Руси..только при царьках..община барские и царские земли пахала..а стали пахать государством землю колхозам переданную.. при царе была продразверствка ...и как там твоя бабка при подразверстке процветала отрабатывая на барщине....вопрос.. мельница принадлежала кулацкой семье..они ее добровольно сдали колхозу ..и сейчас в деревни и живут прямые потомки той семьи..и мельница по сей день стоит..но неработает по не надобности.. была еще одна семья раскулачена..но они переехали в районный центр..потомки там так и живут... была еще одна..семейка..те были буйные их не любил местный люд..их отправили в другой район.. Гражданской войны в наших местах и в округе..никакой не было..и восстаний против власти не было.. первым председателем стал..местный учитель..считать умел.. парт ячейка была из 3 человек.. в отличии от царского режима ..при Советской Власти..дети могли ехать в Институты..и многие из колхоза и уехали.. как послевоенная разруха кончилась..колхоз платил деньгами.. все ездили на рынки городские ..торговали.. жили все зажиточно..и обеспеченно.. как еже ли кто женился..колхоз дом строил сразу.. канализацию..воду ..котлы отопительные в дома..ставили уже в 70 года.. колхоз строил дома только с кирпича..городского типа.. дет сад из кирпича..Клуб кирпичный в 2 этажа..и по сей день стоят..а были полны народу..с час только библиотека..да дискотека..по желанию.. а что про 1 900 год..так мой прямой предок трактир держал..а второй ..на своих пароконных 4-х телегах лес возил по подряду с лесозаводов..и батраков держали.. но Советская власть справедливо запретила батрачество....Трактир закрыли..коней сдали на лесопильный завод.. но ни дома..ни сады ...Советская власть не отбирала..и в тюрьмы ни кого не сажала.. а вот то что все дети тех..предков кулаков моих..получили образование..прошли войну..заслужили и выслуги и почести..и достатка было..и с час все есть.. ...но если за 300 лет..Царской немецкой власти..прироста народа Русского на Руси не было за 300 лет с 7 мил..насилу до 50 мил..приросло.... а при Советах..за 60 лет с 50 мил..до 110 мил..русского населения народилось.. и смотри в каких областях Русское население доминировать стало при Советской то власти.. то цифры сами ответ дают..а цифры то царьки сами и писали.. Книжки коммунистические смотрю..но историю по краткому курсу ВКП(Б) учить не предлагаю.. а про историю России..ее написали к 300 - летию Дома Романовых 1912 году ..писали иностранцы и не для России ...а для Европейских Царственных Дворов.. там действительно вранье..про рай земной.. но никакой другой Истории о Российской Империи ни кто более не писал..сказки все.. и бабка твоя сказочница.. ибо помнила б.. постоянные массовые Голода..при царях..и массовую смертность..и от голода и от эпидемий.. о чем и прописано во всех Европейских архивах..
mig
19 августа 2019, 18:54
За Гуманизм, Я же пообщался с местными стариками... -------------------------------------------------- Они ещё живы и всем более 100 лет? Где же вы живёте,долгожители? Ну а про прирост населения Менделеева почитай. Или ещё. «Если бы русский народ в начале XX века не отошел от веры в Бога, то население России сегодня составляло бы 640 миллионов человек», – заявил настоятель московского храма Всемилостивого Спаса протоиерей Александр Ильяшенко.
Dragon84
19 августа 2019, 18:57
За Гуманизм, "Русских то почти полностью извели..до царя Петра русских то было до 7 мил.чел... а через 300 лет всего то с 50 миллионов к 1913 году .." ================================= Вы откуда цифры берете? Из бутылки со стекломоем? Из википедии: "По данным переписи 1897 года (во время которой задавался вопрос не о национальности, а о родном языке) великороссы составляли 44,35 % населения (55,667 млн чел.), малороссы — 17,81 % населения (22,381 млн чел.), белорусы — 4,69 % (5,886 млн чел.). Все они официально считались русскими, численность которых, таким образом, составляла 83,934 млн чел." При этом к концу XVII в. население России насчитывало 10,5 млн. человек. Это всего, т.е. без выборки по национальностям. Так что, Вы с Спаксом являетесь лишь отражением друг друга и являете одинаковую степень упоротости, отличаясь лишь окрасом.
За Гуманизм
19 августа 2019, 19:10
mig России сегодня составляло бы 640 миллионов человек», – заявил настоятель московского храма Всемилостивого Спаса протоиерей Александр Ильяшенко. ....только он не указал..что б такое население зимой бы кушало...чем прокормилось бы.. ...Они ещё живы и всем более 100 лет?.. по 80 лет..с небольшим почти все.. довоенные времена помнят.. и не забывай..все как жили тут так и живут..поэтому..от отцов к детям все передается..и память..и все прочее..и все это можно руками потрогать..и дом и мельницу и патефон
За Гуманизм
19 августа 2019, 19:27
Dragon84 "Русских то почти полностью извели..до царя Петра русских то было до 7 мил.чел... а через 300 лет всего то с 50 миллионов к 1913 году .." ================================= Вы откуда цифры берете? Из бутылки со стекломоем? .......Все они официально считались русскими, численность которых, таким образом, составляла 83,934 млн чел." великороссы составляли 44,35 % населения (55,667 млн чел.), малороссы — 17,81 % населения (22,381 млн чел.), а это вот о ком....малороссы — 17,81 %....??? "Все они официально считались русскими..." с коих пор Хохлы и поляки орусели.. а украина и польша где тут ? и кто они такие...которые официально считали...царьковы приспешники ?..а для кого считали..не интересовался ...? а на русском языке сколько % от населения Империи так называемой Российской говорило ? ...много меньше половины.. это после Революции Русские стали доминирующей нацией хозяевами России..а при царьке ...собственность царева..
j
jawa
19 августа 2019, 16:38
Spax2018, >мочить ___ А чего сразу-то не мочили? Большевики были сперва в меньшинстве, окруженные кольцом превосходящих сил? Или мусье чемпион в махании кулаками после драки? > не допустить ренессанс коммунизма. ___ Не волнуйтесь, сперва выдоят до сухой шкурки "западные инвесторы", о будущем нонеча никто не думает вообще.
7
7Kotov7
19 августа 2019, 16:53
Spax2018, тупой и безаргументационный высер... хотя откуда взять аргументы при их полнейшем отсутствии..
SSZ
19 августа 2019, 17:54
Spax2018, Чудовищные цифры, просто чудовищные. Страну спасли от распада, преодолели неграмотность, создали вторую экономическую державу мира, отстояли страну во время ВМВ, ... Просто ужас какой-то... Незабудемнепростим. (с) внуки бабы Леры, ахн-вей
kirov43
19 августа 2019, 12:49
- американские сказки про чукчей, и сожаление о том, что к чукчам не пришла судьба индейцев. - тренируйтесь вон на Гренландии, посмотрим как у вас получится :)
Ivasi2018
19 августа 2019, 12:53
Угу, бедные чукчи, от силы пол процента не желающих войти в лоно цивилизации погибло, а америкосы даже не думали приобщать индейцев к цивилизации - просто вырезали и все.
N
Nickie64
19 августа 2019, 13:19
Пендосы -нация лжецов, бандитов и убийц, живущая на территориях уничтоженных ими коренных народов.
mig
19 августа 2019, 14:16
Nickie64, ещё не уничтожили полностью,оставшиеся в резервациях живут,где их спаивают.
0
0ncnjqybr
19 августа 2019, 13:23
Доктор Геббельс не дожил -- он бы американцев оценил. Его школа.
SSZ
19 августа 2019, 13:59
0ncnjqybr, он бы американцев оценил он не только их ценил - он у них учился...
K
KalikP
19 августа 2019, 14:14
Эти ребята "Начальника Чукотки" никогда не снимут...
Ад
А давайте бабахнем
19 августа 2019, 14:15
То ли дело, гуманные американцы, с зараженными чумой одеялами для индейцев.. Вот где пример для подражания и настоящая забота о коренном населении Америки!
mig
19 августа 2019, 14:19
SSZ, про какую экономическую державу ты говоришь? Простые люди этого не видели.Ботинки зимние выкинули (да и то турецкие) - три дня в очереди по записи.Держава? СССР ..вно - тьфу на него.
SSZ
19 августа 2019, 17:58
mig, три дня в очереди по записи. без турецких зимних ботинок - у некоторых прямо доходило до харакири. турок, однако...
A
Alex_61
19 августа 2019, 14:23
Навеяло. Годы развитого социализма, праздник Народов севера. Корреспондент: Вот вам, коренным народам севера, как жилось при проклятом царизме в 1914 году7 Какие чувства вас обуревали? Чукча: Чувство голода и чувство холода. Корреспондент: А теперь, при советской, народной власти какие у вас чувства? Чукча: Чувство голода, чувство холода и чувство глубокой благодарности!
zavatoni
19 августа 2019, 14:58
Автор, «американская Машка с трудоднями», куда ты лезешь , «специалист»? Пиши про жителей Аляски, которые в это время ( уже более 50 лет, после продажи России), не имели даже гражданство США .
Serg.ham
19 августа 2019, 15:14
Как всегда, очень много глупого западного текста. Что произошло с приходом на Север русских? Не важно, коммунистов или не коммунистов. Северные народы выжили, сохранились и развиваются, по крайней мере не вымирают, как это происходит с теми народами куда приходят наглосаксы. И не только северные народы. С царских времён в России наказывали тех, кто притеснял малые народы. Тот-же "кровавый" Сталин не уничтожил чеченцев и крымских татар за их предательство, а просто переселил, и правильно сделал...
ger.neufeld
19 августа 2019, 15:20
... Во всяком случае, одеяла, зараженные оспой, чукчам не дарили...
liveto90
19 августа 2019, 16:07
ger.neufeld, вот ещё, одеяла дарить!
liveto90
19 августа 2019, 16:06
Красноперые несли людям счастье. Не всем, а по классовой принадлежности. Нацисты по рассовой, эти по классовой.
j
jawa
19 августа 2019, 16:30
В статье написано что злые русские: 1) расправились с чукчанскими бандитами и диверсантами 2) заставили лечиться вместо самоубийств 3) заставили учить детей 4) заставили угрозами и силой производить рамках колхозов больше чем в личных хозяйствах 5) расправлялись с шаманами. А американский журналист конечно же хочет сказать, что врагов государства надо ласково гладить по головке, террористов поощрять, сбыт ценной продукции американским торгашам - одобрять. Но американцы всего перечисленного со своими родными инуитами и эскимосами таких мерехлюндий почему-то не разводили. Наоборот, светло-эльфийские демократические пиндосы "рассобачивали" своих эскимосов в точности так же, как мордоро-оркистые красные коммунисты. Так что, автор - Батшеба- написал максимально тупую "агитку", это уже стандартном новой журналистики
Villy_Churak
19 августа 2019, 17:35
Чукчи сражались с Российской империей дольше кавказских горцев. Об этом мало кто рассказывает в школах. Данила Багров (и мальчик, сын бандита) читают стихи поэта-чукчи (если точно, то юкагира). В переводе на русский. "Я узнал, что у меня есть огромная родня..."(С) Об этом тоже не рассказывают в школе. Герой известной Рок-Оперы "Юнона и Авось", Резанов, был безжалостным и жадным колонизатором, "за раз" уничтожавший целыми посёлками алеутских "чукчей" - эскимосов.
Serg.ham
19 августа 2019, 18:43
Villy_Churak, вы настолько глупы, что не понимаете термин "присоединение". Именно это происходило а не колонизация. Там были взаимные потери а не односторонний геноцид со стороны империи. Если вы уж настолько умны, то должны были знать что Россия никогда не была колониальной империей. Учитывая уровень развития коренных народов Севера, то если бы их не русские к себе присоединили, то это обязательно сделал бы кто-нибудь другой. Причём в гораздо более жёсткой форме. Блистаете тут своим "интеллектом"...
Villy_Churak
19 августа 2019, 18:49
Serg.ham, но я ни в чём в комментарии не "проявил" свой интеллект. Я только упомянул известные, но замалчиваемые факты. В чём же моя глупость? Не в том ли, что иногда оказываюсь в компании хамов?
Serg.ham
19 августа 2019, 18:56
Villy_Churak, "Резанов, был безжалостным и жадным колонизатором...". Вы не "упомянули", вы шельмовали. Я, конечно, хам по отношению к таким как вы...
Villy_Churak
19 августа 2019, 18:58
Ну почитайте хоть что-то о Резанове и его "карьере"... Вы же не только при мне, при при всех тут "себя показываете". Он - настоящий колонизатор. Предельно непорядочный и жестокий "стяжатель".
Serg.ham
19 августа 2019, 19:07
Villy_Churak, главное - что вы себя "показали".
Villy_Churak
19 августа 2019, 19:16
Serg.ham, читайте, читайте и читайте.!! ;-))) "Показали" себя нам всем сотни учёных-исследователей, кто изучал биографии Шелиховых и Резановых. Людей очень жестоких и жадных. Людей не считающих коренных жителей, хозяев американского континента, полноценными людьми. Резанов был настолько тупым и спесивым, что надолго настроил Японию против всего русского, что потом аукнулось нам и не раз. А для Шелиховых и Резановых даже японцы - жёлтые недочеловечки... Такие же ограниченные хамы, как и Вы. И не я так считаю. А выдающиеся люди России. Читайте, читайте... И отстаньте от меня. Пишите побольше свои комментарии к статьям-переводам и поменьше комментариев к чужим комментариям.
Serg.ham
19 августа 2019, 19:25
Villy_Churak, люди разные - имперская база одна. Империя даёт задачу тому, кто способен её решить, жестокий ли он, или спесивый, или ещё какой-то. Задача - присоединение. Вы очень глупы...
Villy_Churak
19 августа 2019, 19:27
Serg.ham, да нет и никогда не было задач присоединения нежелающих присоединяться. "...Вы очень глупы..." (С) Вы дальше в том же стиле! Над Вами смеются.
Serg.ham
19 августа 2019, 19:34
Villy_Churak, если по вашему "не было" задач, то вы не глупы даже, а слабоумны. Кстати, кто надо мной смеётся, твоя тёща?
Villy_Churak
19 августа 2019, 19:39
"...кто надо мной смеётся, твоя тёща.." (С) Писать надо "Ваша тёща". Именно поэтому смеются ВСЕ, кто видит Ваши словоизлияния. Потому, что "...Герой известной Рок-Оперы "Юнона и Авось", Резанов, И ЕГО ТЕСТЬ ШЕЛИХОВ, были безжалостными и жадными колонизатороми, "за раз" уничтожавший целыми посёлками коренных жителей захватываемых территорий..." Это исторический факт. Хамством, даже развиваемым по спирали в сторону откровенного хрюканья, Историю не изменить. История - однонаправленный вектор.
Serg.ham
19 августа 2019, 19:45
Villy_Churak, вот именно, историю не изменить. Так что прекращай хрюкать. А что касается "как надо писать", то в данном конкретном случае я сам решаю как к тебе обращаться. Если тебе то-то не нравится, так это от слабоумия. Или ты мне запретишь?
Villy_Churak
19 августа 2019, 19:57
Serg.ham, "...я сам решаю как к тебе обращаться..." (С) Я и не сомневаюсь с первого Вашего поста...
Serg.ham
19 августа 2019, 20:02
Villy_Churak, когда станешь писать умные комменты, тогда и обращаться к тебе будут так, как ты этого заслужишь. А пока-что не заслужил.
Villy_Churak
19 августа 2019, 20:04
Serg.ham, спасибо Вам, ценитель Вы наш местечковый... ;-))) Хороший сайт-то чем Вас тут "заслужил" такого воспитанного "гегемончика"? ;-)))
Serg.ham
19 августа 2019, 20:26
Villy_Churak, всегда пожалуйста. Учись читать историю, а не в грязном белье строителей России копаться. Все люди не без греха, особенно те, кто вдали от дома во враждебной среде. А то, нашелся тут "гуманист" на мягком теплом диване.
Villy_Churak
19 августа 2019, 20:33
Serg.ham, это Вы на мягком тёплом.... А вот Крузенштерн, Иван Фёдорович, не был тем, кем являетесь Вы, и не сидел в тёплом... А его мнение, как и мнение всех его коллег, членов экипажа..., а позже и Чехова Антона Павловича - с моим совпадают. Только я ведь в первом комментарии своём не его высказывал, не своё. А их - выдающихся наших соотечественников. ("Воняев... Воняев..." (С)) ;-)))
Serg.ham
19 августа 2019, 20:39
Villy_Churak, так я даже и не сомневался что у тебя нет своего мнения. Тебе голова нужна только для того, чтобы в нее есть. Читаешь книги, а видишь фиги...
Villy_Churak
19 августа 2019, 20:48
Serg.ham, ну, это естественно. Такие, как я о далёком прошлом читают мнение Чеховых и Крузенштернов. А такие как Вы не читают ничего, но сразу выфыркивают собственное мнение о чём угодно. Даже о том, что было оооочень давно даже для его бабушек и дедушек. И это правильно! Такие как Вы тоже нужны. Для образцов. ;-))
Dragon84
19 августа 2019, 18:22
Какой ужас. Эти русские варвары запрещали человеческие жертвоприношения, лечили больных и давали детям бесплатное образование, вместо того, чтобы, как и подобает цивилизованному демократическому человеку, продавать аборигенам зараженные оспой одеяла и отстреливать их за вознаграждение 1 доллар за скальп. Нет приделов жестокости этих монголокацапов.
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем