Кремль теряет контроль над средствами массовой информации в России, отмечается в недавнем исследовании московского «Левада-Центра». Молодые люди реже смотрят государственные телеканалы и чаще пользуются независимыми новостными сайтами, а также социальными сетями, чтобы узнавать о событиях в мире, говорится в отчете.
Основной вывод в отчете «Левада-Центра» под названием «Российский медиа-ландшафт 2019» заключается в том, что позиция государственного телевидения как главного источника новостей для россиян разрушается почти так же быстро, как ледяной покров Гренландии. Согласно результатам исследования, если 10 лет назад 94% россиян получали информацию о происходящем в стране и в мире по телевизору, то сегодня этот показатель составляет 72%. Также отмечается, что самыми преданными телезрителями являются представители старшего поколения: более 90% людей пенсионного возраста смотрят новостные передачи по ТВ, в то время как среди молодежи в возрасте до 25 лет таковых 42%.
«Наиболее заметные изменения произошли в уровне популярности „Первого канала": за год число респондентов, назвавших его в перечне регулярно просматриваемых, снизилось с 72% до 47%», — говорится в отчете.
Это плохая новость для российского лидера Владимира Путина, чья политическая машина традиционно опирается на информационную монополию, особенно после его второго пришествия в качестве президента в 2012 году. За последние 20 лет режим Путина активно использовал контролируемые государством телеканалы для формирования российского общественного мнения и обеспечения поддержки своей политической повестки дня.
Доктрина российского правительства в области информационной безопасности, принятая в конце 2016 года, подробно останавливается на предполагаемой угрозе, исходящей от независимых источников информации, особенно иностранных СМИ. В доктрине утверждается, что некоторые альтернативные источники информации представляют угрозу суверенитету России и ставят целью «размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
В соответствии со своей доктриной российское правительство весной 2019 года утвердило план по созданию «брандмауэра» с целью ограничить проникновение внешней информации в российское информационное пространство через интернет. Однако это непростая задача. Достаточно вспомнить историю с Telegram: весной 2018 года госрегуляторы, действуя топорным образом, пытались взять под контроль неугодный властям мессенджер, но потерпели фиаско.
«Социальными сетями сегодня регулярно („ежедневно, практически ежедневно" и „несколько раз в неделю") пользуется порядка 56% россиян, — сообщают исследователи «Левады». — Никогда не пользовались ими около трети населения страны».
Россияне моложе 35 лет чаще узнают местные и зарубежные новости из социальных сетей, чем по телевизору.
Мессенджеры, такие как Telegram, набирают популярность. За последние три года в России процент постоянных пользователей приложений для обмена сообщениями удвоился, достигнув 62%. По данным «Левады», «лидерами среди приложений являются WhatsApp (49% россиян) и Viber (31%), мессенджером ВКонтакте пользуются порядка 17%, Skype — 14%».
«Аудитория Telegram, которая заметно выросла в прошлом году на фоне блокировок, на сегодняшний день составляет порядка 8% населения», — говорится в отчете.
«Левада» также выявил тенденцию, печальную для аудитории печатной и радиожурналистики. За последние 10 лет данная аудитория сократилась более чем в два раза. Отчет, вышедший в начале августа, основан на итогах обширного опроса среди совершеннолетних россиян всех возрастных групп. Результаты имеют погрешность в 3,4 процентных пункта.
«В прошлом году заметно снизилось доверие россиян к тому, как телевидение освещает отдельные темы, прежде всего экономические, — говорится в отчете. — Сегодня более половины населения считает, что освещение телеканалами положения дел в экономике „не соответствует действительности"».