Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

The National Interest: испортит ли коррупция нового президента Украины?

© AP Photo / Riccardo PareggianiПрезидент Украины Владимир Зеленский
Президент Украины Владимир Зеленский
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В наступающем десятилетии труднейшей задачей для Украины станет преодоление коррупции, утверждает Илай Кол в полемике с другим автором этого издания, которого беспокоит влияние национализма на Зеленского. Коррупция уже запятнала репутацию каждого человека во власти, так что вряд ли хоть какая-то украинская администрация может реально стремиться к серьезным изменениям, уверен Кол.

Николай Петро (Nicolai Petro, профессор политологии из Университета Род-Айленда, — прим. редакции ИноСМИ) указывает на рост «пятой колонны», — так бывший президент Петр Порошенко называл отдельных лиц в Украине, которые стремятся к улучшению отношений с Россией, — как на основной фактор уверенной победы Владимира Зеленского на президентских выборах в Украине в 2019 году.

Николая Петро беспокоит в первую очередь вопрос о том, сможет ли Зеленский «избежать ловушки национализма, который уже оттолкнул по крайней мере половину страны», и он утверждает, что «истинный источник народной поддержки [Зеленского] — это стремление к нормализации отношений с Россией». И хотя обеспокоенность Петро влиянием национализма на Зеленского во время его президентского срока является обоснованной, более правдоподобной причиной столь широкой поддержки Зеленского со стороны простых украинцев является ощущение, что он — тот человек, который может разрешить внутренние экономические и политические проблемы Украины, связанные с коррупцией, неэффективностью системы и засильем олигархов.

Многие украинцы, с которыми я говорил в Киеве, Львове, Виннице, Житомире и Одессе, возмущены вмешательством России в конфликт на востоке Украины, но при этом все еще убеждены, что «российский народ» и «украинский народ» тесно связаны общей историей и культурой. Хотя существует множество различных концепций относительно истории славян, советское наследие в Украине породило те же системные проблемы, что и в России и других бывших советских республиках. Украинский народ настроен против российского правительства, а не против народа, который зачастую предстает скорее жертвой режима диктатуры, чем его пособником.

Вторым важным фактором, повлиявшим на победу Зеленского, является не конфликт на Востоке, а недовольство широко распространенной, ставшей уже привычной коррупцией и неэффективностью украинской политической системы. Порошенко выбрали за его обещания прекратить конфликт, но конфликт так и остался в прежнем состоянии. Кроме того, не произошло никаких улучшений в отношении явных экономических проблем в свободной от конфликта зоне Украины. Например, с граждан взимается 18% подоходный налог, и они вынуждены платить 20% с продаж, в то время как с организаций взимается 18% ставка корпоративного налога. В 2018 году украинское правительство получило 540 миллиардов в украинской валюте в виде налоговых поступлений, и тем не менее расходы на улучшение инфраструктуры, образования, здравоохранения и других областей, приносящих пользу обществу, не повысили уровень жизни в желаемой степени.

Несмотря на то, что появилась новая правоохранительная организация, нацеленная на борьбу с коррупцией в государственных структурах — Национальное антикоррупционное бюро Украины — многие люди, которые работают в нижних эшелонах власти, по-прежнему наблюдают коррупционную практику на аналогичных, если не на более высоких уровнях, чем в предыдущем десятилетии. Это связано с системными нарушениями, от которых страдает вся украинская социально-экономическая и политическая структура. Эти нарушения заставляют людей, у которых нет никакого желания иметь дело с коррупцией, под давлением участвовать в коррупционных схемах; они вынуждают опытных, внушающих доверие людей стремиться к позициям, обеспечивающим максимальный доход, вне зависимости от легитимности этого дохода; кроме того, они позволяют коррупции адаптироваться и развиваться, несмотря на благоразумные реформы.

Тот, кто хотя бы вскользь знаком с тем, что такое организованная преступность, знает, что один из наиболее распространенных «обрядов посвящения» в большинстве преступных группировок — серьезное преступление, которое совершается под контролем и по заказу главарей организации. Так посвященный не только демонстрирует свою верность банде, но и предоставляет главарю банды оружие, которое тот сможет использовать против этого человека, если когда-нибудь возникнут сомнения в его верности. К сожалению, на Украине эта практика в значительной степени распространена в самом правительстве. Персонал, работающий на низовых позициях государственных организаций, «проверяют» менеджеры, которые дают подчиненным поручения по меньшей мере сомнительной законности. Сюда может входить просьба подписать документ, в котором заведомо содержатся ошибки или неточности, чтобы поддержать проект, который продвигается политиками сверху.

Один из примеров такой ситуации — случай со стеклянным мостом, который был построен в историческом месте, в городском парке. Когда строительство моста подошло к концу, мэр и разные политические деятели пришли на его торжественное открытие и разглагольствовали о его великолепии, однако затем, спустя несколько недель, структурная целостность моста была поставлена под сомнение, и некоторые его части пришлось закрыть по соображениям безопасности из-за «известного недостатка» в конструкции. Руководители фирмы-подрядчика затем заявили, что они «ожидали подобных технических трудностей», в то время как единственные люди, которые лишились работы или репутации, — это сотрудники низкого уровня, которые были вынуждены подписать проект, несмотря на его недостатки. Чтобы продвинуться вверх по лестнице любой государственной организации в Украине, нужно перейти минное поле, которое связано с незаконной деятельностю, или же стоять на своем и никогда не получить повышение по службе.

Одна из наиболее насущных потребностей молодого поколения украинцев — стабильная занятость, однако существующая система, которая влияет как на частные, так и на государственные фирмы, делает невозможной такую долгосрочную стабильность. Вместо этого люди вынуждены несколько раз менять позиции по горизонтали, пока наконец не достигнут продвижения по службе, а зачастую — пока не найдут другую работу. Старшее поколение потихоньку откладывает свои пенсии (которые в большинстве случаев едва ли дотягивают до 100 долларов в месяц) и ищет возможности как-то подзаработать, например, торгуя на улице. Таким образом, идея «либертарианства» на Украине часто продается и молодым, и пожилым людям как способность крутиться и выживать любыми способами — независимо от их законности. Если вы можете обеспечить себя и свою семью с помощью незаконных механизмов и избежать наказания, «флаг вам в руки!» Но это справедливо и в отношении органов госбезопасности, которые должны контролировать и пресекать незаконную деятельность, тогда как бывает достаточно простой взятки, чтобы возобновить ее после небольшого перерыва, взятого для отвода глаз. Коррупция, мошенничество и взяточничество сохранились на территории постсоветской Украины под знаменем либертарианства, закрепляя подобную практику. Вызывает беспокойство и то, что Зеленский, обращаясь к украинскому народу, использует термин «либертарианство», а значит, такая практика сохранится, несмотря на закручивание гаек в первое время.

Наследие советской Украины остается основным фактором формирования идентичности — или ее отсутствия — украинцев рабочего класса, которые разобщены в силу конкурирующих интересов олигархов. Наблюдая за президентскими выборами и выборами в Раду в 2019 году, я сделал вывод, что основная тактика политических партий, по сути, состояла в покупке голосов старшего поколения, особенно на периферии страны, путем удовлетворения базовых потребностей пенсионеров. Другая тактика, которой пользовались эти партии — бесплатные билеты на концерты молодым избирателям. Погоня за сделками захлестнула страну с момента введения капиталистической экономики, поэтому тактика «выгодной сделки» стала выгодным способом заручиться поддержкой избирателей. Несмотря на политические реформы, нацеленные на легитимизацию избирательного процесса, эти незаконные механизмы сохранялись и перестраивались в поисках лазеек или слабых мест в новом законодательстве. Среди тех, кто участвует в хищении государственных средств, преобладает мнение, что, поскольку эти деньги никому не принадлежат, их нельзя украсть. Такие представления сохранились по ряду причин, а один из главных факторов — возможность валить все с больной головы на здоровую в системе с раздутым бюрократическим аппаратом и неясными представлениями об ответственности.

Есть надежда, что новая администрация «добьется своего» и сможет повысить эффективность использования налоговых средств. Зеленский открыто критикует неэффективных менеджеров и начал угрожать люстрацией, которая представляет из себя процесс очищения. Тем не менее, похоже, что таких мер будет недостаточно для решения проблем, присущих политическим и экономическим структурам Украины, если радикальные реформы полностью не изменят бюрократический аппарат государства. Для этого необходимо ликвидировать или объединить избыточные учреждения, прояснить соответствующие задачи, которые они должны выполнять, и привлечь эти учреждения к ответственности за выполнение этих задач. Это будет крепкий орешек для новой администрации и, вероятно, заставит Зеленского сотрудничать с политическими деятелями старой гвардии.

Националистический элемент в Украине стремится выделить четкую идентичность в стране, где постоянно появляются и развиваются множество различных идентичностей. Однако те, кто возьмет власть на Украине в свои руки, будет вынужден столкнуться с нестабильной геополитической обстановкой, в которой связи с Западом дают наиболее выгодные возможности. Будет не так-то просто убедить население востока страны в том, что эти связи не выльются для них в изоляцию или дискриминацию. Еще одна задача — убедить националистический элемент в том, что жители восточных регионов им не враги. Но все же самой сложной задачей для Украины в ближайшее десятилетие станет борьба с коррупцией. Коррупция уже запятнала репутацию каждого человека, который может прийти к власти, так что вряд ли хоть какая-то украинская администрация может реально стремиться к серьезным изменениям.

Явка на президентских выборах оказалась впечатляющей — видимо, из-за ощущения, что у политического аутсайдера появился реальный шанс. Однако спустя несколько недель после вступления президента в должность его связи с олигархами и коррупция, которая никуда не делась, слегка притупили надежду на то, что в этот раз все будет иначе. Новая администрация еще не прибегла к люстрации, необходимой для того, чтобы очистить правительство от лиц, связанных с незаконной деятельностью, однако такой сценарий еще может осуществиться, если партия Зеленского «Слуга народа» получит контрольный пакет в Раде. К сожалению, наиболее вероятно, что коррупционные схемы будут по-прежнему привлекательны, и скорее всего со временем «политические аутсайдеры» скатятся в ту же коррупционную практику, что и их предшественники.

Данное эссе — ответ на статью Николая Петро (Nicolai N. Petro) «Испортит ли национализм нового президента Украины?» (Will Nationalism Poison Ukraine's New President?), опубликованную журналом «Нэшнл интерест» (National Interest) 12 июля 2019 года. Его автор Илай Кол — кандидат политических наук из Кентского университета, который в данный момент работает над диссертацией в Киеве. Последние шесть лет Илай занимался исследованиями в области политической системы и органов госбезопасности постсоветских государств, а ранее работал в Управлении разведки и исследований Государственного департамента США. Его диссертация посвящена теме «Эволюция служб безопасности Украины» с момента наследования ими функций КГБ.