Девятого августа 1999 года тогдашний (и первый) президент России Борис Ельцин решил доверить руководство правительством самого большого государства в мире малоизвестному «кагэбэшнику» Владимиру Путину. Тогда ничто не предвещало масштабы, глубину и всеобъемлющий охват изменений, которые в ближайшие два десятилетия предстояло пережить этой евразийской державе, да и всему миру вместе с ней. Говорят, мало кто мог предположить, на какой путь тогда (особенно после окончательного отказа Ельцина от власти на рубеже веков и передачи ее наследнику) встала Россия. Об этом никто не догадывался ни на западе, ни на востоке. И многое, через что сегодня проходит наша планета, берет начало именно в 1999 году.
Но еще более туманные изменения могут произойти в марте 2024 года, когда в соответствии с пока еще действующей российской Конституцией закончится последний президентский мандат Путина. Уйдет ли он с политической арены? Или, как когда-то его политический учитель, «достанет из рукава» какого-нибудь сильного, амбициозного и авторитарного наследника? А может, он закрепит в Конституции свои нынешние, почти императорские, полномочия? Одни только размышления на эту тему у многих в мире вызывают страх и опасения. Я напомню, что вряд ли еще какое-то государство в мире сегодня может похвастаться подобным лидером, сконцентрировавшим в своих руках такую власть.
Перемены, которые пережила Россия за первые два десятилетия XXI века, совершенно несопоставимы с тем, что происходило в предыдущий период — непосредственно после распада Советского Союза (26 декабря 1991 года). Инфляция, которая перед приходом Путина достигала 36,6%, сегодня составляет 4,9%. Продолжительность жизни в России выросла с 65 лет в 1999 году до 72 лет сегодня…
Все сказанное, разумеется, не означает, что страна выбралась из экономических проблем. Скажу только, что, согласно статистике, жить в России по-прежнему нелегко, и сегодня каждый четвертый ребенок там — на грани голода. Кроме того, период подъема ознаменовался серьезными экономическими потрясениями. Я напомню только о рецессии 2008 — 2009 годов, а также о масштабном валютном кризисе 2014 — 2017 года. Недавнее повышение пенсионного возраста с 60 до 65 лет вызвало у россиян огромное недовольство…
Тем не менее все вышесказанное не влияет на тот факт, что согласно существующей Конституции Путин должен начать постепенно готовиться к уходу в круг отставных лидеров. Это вызывает большие опасения как у российских партнеров, так и у тех, кто избегает причислять себя к оным. Ведь вопрос не только в том, в каком направлении будет двигаться Россия, но и под чьим руководством: уже зарекомендовавшего себя старого лидера (тогда процесс пойдет легче) или молодого (тогда, возможно, результат превзойдет ожидания). И кто вообще может заменить Путина?
Миру достаточно потрясений. Поэтому опасения и сомнения в связи с переменами в Кремле понятны. С какой бы подозрительностью на Россию ни смотрели некоторые ее партнеры, мало кто из них хотел бы, чтобы самое большое государство в мире снова погрузилось в «ельциновский» хаос, безнадегу или какой-нибудь глубочайший экономический кризис, или начало военную операцию для усмирения одного из своих членов… Также никто с полной уверенностью не может сказать, какие последствия это повлекло бы для остальных участников мировых событий, даже таких мощных, как США. Я уже не говорю про непосредственных соседей по европейскому континенту.
Возможно, именно поэтому о вероятном преемнике Путина так мало говорят. Упоминается только имя Дмитрия Медведева, который сейчас является премьер-министром. Он уже побывал в президентском кресле (с 2008 по 2012 годы). Также звучит имя Сергея Шойгу, министра обороны, Сергея Собянина, мэра Москвы, Валентины Матвиенко, председателя Совета Федерации, и даже Алексея Дюмина, отвечающего за безопасность президента. Однако создается впечатление, что все остается на уровне спекуляций, и я не удивлюсь, что так будет и в будущем — вплоть до «судьбоносного» 2024 года.
В случае перемен в России (если они произойдут), конечно, не обойдется без особой реакции бывших советских республик, прежде всего Украины и Белоруссии, а также отдельных членов Российской Федерации. Нет сомнений в том, что именно Путину жесткой политикой удается сохранять влияние Москвы на упомянутых территориях.
Похоже, все с огромным нетерпением ждут сигнала из Кремля. Однако не стоит сомневаться в решимости Путина сохранить нынешний курс его страны вне зависимости от того, будет ли он контролировать движение по нему лично или через посредников.