Начиная с июля следующего года на уроках истории в государственных школах Иллинойса (США) будут рассказывать про ЛГБТ+. Закон, подписанный десять дней назад губернатором штата Дж. Б. Прицкером (J.B.Pritzker), гласит, что в официальных учебниках должно сообщаться о «роли и вкладе лесбиянок, геев, бисексуалов и транссексуалов».
Штат Иллинойс традиционно пропагандирует демократические ценности, он послужил политической колыбелью для Барака Обамы и Лори Лайтфут (Lori Lightfoot), чернокожего мэра Чикаго (крупнейшего города региона), которая признала себя лесбиянкой. Иллинойс идет по стопам Нью-Джерси, Колорадо и Калифорнии, которая еще в 2011 году первой одобрила подобные меры. Именно там в 2017 году правительство утвердило первую партию учебников с новым содержанием.
Из них учащиеся смогут узнать о бароне фон Штойбене (Baron von Steuben, 1730-1794), офицере прусской армии, изгнанном за нетрадиционную сексуальную ориентацию, которую он не скрывал, и ставшем героем войны за независимость Соединенных Штатов (1775-1783), а также начальником штаба Джорджа Вашингтона (1732-1799). Или о Чарли Паркхерсте (Charley Parkhurst, 1812-1879), легендарном водители дилижанса времен Золотой лихорадки (1849), который жил как мужчина, хотя был рожден женщиной. Или о первой американской женщине-космонавте, отправившейся в космос, Салли Райд (Sally Ride, 1951-2012), которая была лесбиянкой. Или о протестах в Стонуолле, которым в 2019 году исполнилось 50 лет, когда посетители одноименного гей-бара в Нью-Йорке подняли мятеж против полицейского рейда и вывели борьбу за гражданские права ЛГБТ+ на новый уровень организации и публичности.
Данный закон является результатом почти десятилетней кампании за то, чтобы система образования официально включала в себя информацию о маргинализированных сообществах и персонажах из групп меньшинств. Его сторонники не только стремятся указать на историческое разнообразие — они полагают, что свидетельства значимости представителей ЛГБТ+ для американского общества формируют норму, которая в свою очередь служит противоядием от издевательств и гомофобии в школах.
В то же время, утверждают они, этот закон играет позитивную роль для учащихся ЛГБТ+. Ведь целый ряд федеральных единиц США придерживается законов «no homo promo» (что-то вроде «не пропагандируйте гомосексуализм»). К ним относятся Алабама, Аризона, Луизиана, Миссисипи и Техас. В некоторых запрещено даже обсуждать сексуальную ориентацию в школах. Другие, что еще хуже, вводят запрет на обсуждение гомосексуализма в положительном ключе, но при этом допускают негативные комментарии по поводу любой не гетеронормативной ориентации.
Опрос GLSEN от 2017 года — речь идет об образовательной организации по искоренению дискриминации по признаку сексуальной и гендерной ориентации — показал, что в тех штатах, где действует закон «no homo promo», учащимся свойственно более агрессивное отношение к сверстникам ЛГБТ+, чем в других регионах. Разрыв, существующий между законами «no homo promo» и законами, которые гарантируют людям ЛГБТ+ почетное место в истории, символизирует собой неоднозначную позицию федерального правительства США в этой области.
Во время президентской кампании Дональд Трамп держал в руках радужный флаг. И в этом году он вошел в историю, став первым президентом-республиканцем, высказавшимся по случаю месячника движения ЛГБТ. «На празднованиях месяца гордости ЛГБТ, когда мы воздаем должное выдающемуся вкладу, который эти люди внесли в нашу великую страну, мы также проявляем солидарность со многими представителями ЛГБТ-сообщества в десятках стран мира, которые за свою сексуальную ориентацию подвергаются наказаниям, тюремному заключению и даже казням», — написал он в серии твитов.
Перед нами чистой воды оппортунистский маркетинговый ход, ведь на практике Трамп нападает на гражданские права ЛГБТ+, особенно на трансгендеров, которым хотел даже запретить возможность состоять на воинской службе. Этими твитами президент США не собирался критиковать своего тропического партнера Жаира Болсонару (Jair Bolsonaro, президент Бразилии с 1 января 2019 года, — прим. ред.), но именно такого эффекта он добился, указав на отсталость стран, к которым Бразилия присоединилась в ходе сессии Совета ООН по правам человека в июле прошлого года. На ней представители Бразилии поразили своих западных союзников тем, что, по их словам, они понимают пол только с биологической точки зрения и не принимают нынешнюю общепризнанную концепцию пола, связанную с вопросом о сконструированной идентичности.
Таким образом, правительство Болсонару поставило свою страну в один ряд с Ираком, Саудовской Аравией и Пакистаном, которые ищут вакансии в Совете по правам человека для того, чтобы скрывать собственные нарушения — по-видимому, те же мотивы сегодня движут Бразилией.
До Бразилии, где представители ЛГБТ+ в сфере политики, культуры и спорта за редкими исключениями предпочитают «запираться в шкафу», где министерством образования управляют евангелисты и где президент заявил, что, «если ваш сын стал вести себя как гей, задайте ему хорошую взбучку, и он изменит свое поведение», новый закон, принятый в Иллинойсе, должно быть, дойдет очень нескоро. Либо нам скажут, что представители ЛГБТ+ сообщества не внесли никакого вклада в историю Бразилии. Кто станет разбираться?