Дональд Трамп с супругой Меланьей на трапе у американского «борта № 1» по прибытии на саммит Большой семерки в Биарриц. Трамп с «хозяином» саммита — президентом Франции Эммануэлем Макроном. Трамп на рабочем завтраке с британским премьером Борисом Джонсоном. Фото американского президента облетели весь мир.
Но здесь, на саммите Большой семерки в Биаррице, все буквально пропитано страхом перед Трампом. Причем, дело не столько в том, что может возникнуть чисто внешнее ощущение доминирования Трампа над всеми остальными участниками встречи в верхах. Больше всего опасений связано с тем, что он в политическом смысле «расстреливает» этот саммит, как высказался по этому поводу один французский дипломат. Причина: слишком уж велико число спорных вопросов, из-за которых американский президент сошелся в клинче с остальными шестью главами государств и правительств.
Так что же, саммит Большой семерки (G7), в центре внимания которого находится эксцентричный глава Белого дома, превратится в «саммит одного Трампа» (Т1)?
«Бархатные перчатки» для Трампа
Президент Франции Эммануэль Макрон перед встречей в верхах разработал собственную стратегию по «нейтрализации» Трампа.
По совету собственной делегации Трампу было позволено в воскресенье утром, в самом начале первого рабочего заседания, поведать миру о своих экономических успехах. По сценарию саммита, участникам следует воздерживаться от критики в адрес Трампа или по крайней мере избегать жестких дебатов вокруг конкретных спорных тем.
Также с учетом возможных сложностей с Трампом с самого начала было решено отказаться от совместного заявления, которое президент США мог бы «торпедировать».
Причина: после прошлогоднего саммита G7 в Квебеке Трамп буквально на обратном пути отозвал через Твиттер свою подпись под заключительным документом. Так что теперь мир больше не должен видеть кадры, на которых лидеры Большой семерки стояли бы вокруг упрямого Трампа, уговаривая его пойти на уступки. А заявление с массой «белых пятен» тоже никому не нужно. Вместо этого в Биаррице следовало принять множество мелких решений, в обсуждении которых мог бы участвовать и Трамп. Или не участвовать.
Длинный список проблем, связанных с Трампом
Тем не менее все по-прежнему боятся, что президент США своими твитами потреплет нервы организаторам саммита. Потому что спорных моментов очень и очень много.
В торговой войне с Китаем Трамп и в Биаррице остался верен себе. «Думаю, они уважают торговую войну, — ответил он за кулисами саммита на соответствующий вопрос журналистов. — Ответ такой: мне никто этого не сказал». На рабочем завтраке с новым британским премьер-министром Борисом Джонсоном в воскресенье он добавил, что США ведут с Китаем «очень серьезные переговоры». Ранее глава Европейского совета Дональд Туск предупреждал, что торговая война может вызвать глобальную рецессию.
В ходе встречи с европейскими партнерами Трамп вполне мог вспомнить, что Дания категорически отвергла предложение США купить Гренландию, чем он остался очень недоволен.
Спор о возвращении Путина
Прошлогоднее предложение Трампа вновь пригласить за стол переговоров российского президента Владимира Путина натолкнулось на жесткий отпор остальных шестерых участников «семерки», потому что Путин ни на миллиметр не приблизил урегулирование конфликта на Украине, так что его возвращение в Большую семерку было бы воспринято как «прогиб». Перел встречей в Биаррице Трамп вновь поднял эту тему, из-за чего создалось впечатление, что его французский коллега Макрон также поддерживает идею возвращения России в «семерку» в 2020 году. Впрочем, Макрон тут же заявил, что он против.
Весьма «взрывоопасна» и ситуация в связи с критикой Трампа в адрес газопровода «Северный поток — 2», который строят Россия и Германия. По мнению американца, этот проект делает Европу слишком зависимой от российского газа, который, однако, намного дешевле, чем американский сжиженный газ, в поставках которого в Европу так заинтересован Трамп.
По мнению организаторов, следовало по возможности воздерживаться от дискуссии на тему жесткого курса Трампа в отношении Ирана и его ядерной программы, чтобы избежать серьезной конфронтации на саммите.
Что касается политики Европейского центробанка, выступающего за снижение процентных ставок, Трамп незадолго до саммита раскритиковал и Германию: «Германия не платит проценты и получает деньги, выдавая гособлигации, тогда как США, которые намного сильнее и важнее, вынуждены платить проценты».
Но главная головная боль Макрона связана со спором между США и Францией по поводу таможенных пошлин. Поскольку французский президент хочет повысить налоги для крупных международных интернет-концернов, причем именно там, где они получают прибыль (например, в Европе, а не только в США, где располагаются их штаб-квартиры), Трамп пригрозил повышением пошлин на французские вина, что могло бы обернуться негативными последствиями для французского сельского хозяйства. Если бы Трамп «откупорил» эту «бочку» в Биаррице, Макрону пришлось бы жестко противостоять ему. Так что встреча G7 вполне могла обернуться новой ссорой.
Меркель также предпочитает осторожничать
Канцлер Германии Ангела Меркель в преддверии встречи в верхах также воздержалась от открытой критики в адрес Трампа.
В понедельник ей предстоит встреча с Трампом с глазу на глаз. Но после недавнего разговора на полях саммита G20 в Осаке она, по утверждению инсайдеров, не скрывала разочарования. По ее словам, эти полчаса были потрачены впустую: «Я с таким же успехом могла бы поговорить с флагштоком у нас за спиной».