Администрация Трампа тянет с предоставлением военной помощи Украине на сумму 250 миллионов долларов, что вызывает раздражение у конгрессменов и сторонников Киева, утверждающих, что это финансирование необходимо для сдерживания России.
Президент Трамп дал поручение своей команде национальной безопасности проанализировать программу финансирования под названием «Инициатива по оказанию содействия безопасности Украины», дабы убедиться в том, что деньги используются в интересах США. Об этом изданию «Политико» сообщил в среду высокопоставленный представитель администрации.
Эта задержка возникла на фоне многочисленных вопросов по поводу отношения Трампа к России. В прошедшие выходные президент неоднократно пытался принизить значение военной интервенции Москвы на Украине и настаивал на возвращении России в состав Большой семерки, которая включает самые крупные мировые экономики. Данный анализ придется проводить в условиях масштабных внутренних дебатов по вопросу о том, надо ли прекращать или сокращать размеры внешней помощи, составляющей миллиарды долларов.
Американская военная помощь Украине давно уже является лакмусовой бумажкой, демонстрирующей, насколько решительно правительство США намерено действовать против Москвы.
В 2017 году администрация Трампа утвердила план поставок летального оружия Украине, предприняв шаг, на который администрация Обамы так и не решилась. Это было расценено как признак того, что правительство Трампа намерено проводить жесткий курс в отношении реваншиста Владимира Путина, несмотря на льстивые публичные высказывания американского президента в адрес российского лидера. Если объемы помощи будут сокращены, зазвучат заявления о том, что Трамп проводит благоприятную для Москвы политику.
На 2019 финансовый год законодатели выделили Украине военную помощь в размере 250 миллионов долларов. Сюда входят деньги на оружие, боевую подготовку, технику и разведывательное обеспечение. Конгресс конкретно отложил 50 миллионов на вооружения.
Теперь же это финансирование поставлено под вопрос. Высокопоставленный представитель администрации, попросивший не называть его имя, поскольку речь идет о внутренних вопросах, сказал, что президент хочет обеспечить приоритетное соблюдение интересов США в вопросах внешней помощи и стремится получить гарантии, что другие страны «вносят справедливую долю». Среди тех, кто будет заниматься пересмотром военной помощи Украине, министр обороны США Марк Эспер и советник Трампа по национальной безопасности Джон Болтон.
Такое объяснение не очень понравилось законодателям с Капитолийского холма, где члены обеих партий настаивают на увеличении военной помощи Украине и на военных мерах США по сдерживанию России в Восточной Европе.
Есть «как минимум временный эффект», сказал член палаты представителей, демократ из Нью-Джерси Том Малиновски (Tom Malinowski), входящий в состав комитета по иностранным делам. «Более серьезная проблема состоит в том, что Трамп в очередной раз показал себя агентом России».
Пока проводится анализ, деньги на Украину тратить нельзя, а срок их использования истечет в конце финансового года 30 сентября. Счет на эти цели был открыт по закону об оборонной политике, принятому в конце 2015 года, чтобы помочь Украине воевать с пророссийскими сепаратистами в Крыму после того, как Москва аннексировала этот полуостров в 2014 году.
«Мы понимаем, что административно-бюджетное управление тормозит финансирование „Инициативы по оказанию содействия безопасности Украины", — отметил в своем заявлении пресс-секретарь комитета палаты представителей по ассигнованиям Эван Холландер (Evan Hollander). — Мы серьезно обеспокоены тем, что эти важные выделенные средства заморожены, и мы требуем от администрации в срочном порядке сообщить, почему она задерживает выделение средств».
По словам одного из сотрудников палаты представителей, комитет по делам вооруженных сил «знает об этих ограничениях и запросил дополнительную информацию о том, что это значит, и к чему относится».
В апреле председатель сенатского комитета по делам вооруженных сил республиканец Джим Инхоф (Jim Inhofe) написал статью для «Политико», в которой призвал увеличить размеры финансирования в рамках «Инициативы по оказанию содействия безопасности Украины» и заявил, что большая часть этих средств должна пойти на оказание «оборонительной летальной помощи, благодаря которой Путину будет труднее проводить агрессию против Украины».
Администрация Трампа настаивает на замораживании или резком сокращении внешней помощи, считая ее расточительной, что вызывает исключительно негативную реакцию и противодействие со стороны обеих партий. Законодатели предупреждают об ухудшении отношений с Белым домом в вопросах использования выделенных средств.
На прошлой неделе администрация вызвала ожесточенную ярость в конгрессе, сократив внешнюю помощь в десяти областях на сумму четыре с лишним миллиарда долларов, в том числе, средства на международные миротворческие операции, наркоконтроль и международную деятельность в сфере здравоохранения. В прошлом году администрация сделала то же самое.
Член палаты представителей республиканец Хал Роджерс (Hal Rogers), входящий в состав комитета, контролирующего финансирование Госдепартамента, и республиканский сенатор Линдси Грэм (Lindsey Graham), являющийся членом комитетов по иностранным делам и ассигнованиям, предупредили Трампа о недопустимости сокращения финансирования.
Тревогу также забили высокопоставленные республиканцы и демократы из комитетов по иностранным делам палаты представителей и сената.
Профессиональный дипломат Дэниел Фрид (Daniel Fried), работавший как в республиканских, так и в демократических администрациях, а недавно назначенный координатором Госдепартамента по санкционной политике, заявил, что пересмотр помощи подает неверный сигнал демократической союзнице Украине, которое испытывает мощное давление из-за агрессивных действий Москвы.
«Если у администрации есть веские основания для внезапного сокращения военной помощи Украине, она должна рассказать о них, — заявил Фрид „Политико". — Новое руководство Украины, избранное в результате свободных и честных выборов, заслужило поддержку со стороны Америки, а не двусмысленные сигналы».
Трамп также отложил выделение помощи Центральной Америке на сотни миллионов долларов и попытался перетасовать федеральные средства, чтобы получить больше денег на реализацию своей иммиграционной политики.
Так, администрация намерена снять с различных счетов Министерства внутренней безопасности 271 миллион долларов (в том числе, 155 миллионов долларов федеральной помощи на борьбу с катастрофами и стихийными бедствиями), чтобы увеличить финансирование иммиграционных мер.
«Серьезную обеспокоенность вызывает то, что во время правления этой администрации усиливаются расхождения между волей конгресса… и действиями министерства в области иммиграционной политики, которым оно зачастую не дает никаких объяснений», — заявила недавно в письме на имя исполняющего обязанности министра внутренней безопасности Кевина Макалинана (Kevin McAleenan) член палаты представителей от Демократической партии Люсиль Ройбал-Аллард (Lucille Roybal-Allard), возглавляющая подкомитет, который финансирует данное министерство.
В среду с заявлением выступил официальный представитель Федерального агентства по управлению страной в чрезвычайных ситуациях, который отметил, что принятая мера никак не отразится на долгосрочных усилиях по ликвидации последствий ураганов, пожаров и наводнений в штатах и на территориях.
Свой материал для статьи предоставила Наташа Бертран (Natasha Bertrand).