Россия выразила желание оказать помощь в наблюдении за процессом заключения сделки между Соединенными Штатами и исламистской группировкой «Талибан»*, что позволит Пентагону вывести войска из этой страны и прекратить самую длинную в своей истории войну.
В тот момент, когда в Дохе, столице Катара, проходил девятый раунд переговоров с участием специального посланника по Афганистану Залмая Халилзада (Zalmay Khalilzad) и представителя «Талибана» Муллы Абдул Гани Барадара, официальный представитель российского Министерства иностранных дел Мария Захарова в среду заявила, что участие Москвы в качества «гаранта этого соглашения» является «возможным», если та «получит соответствующий запрос от участвующих в переговорах сторон».
Официальный представитель «Талибана» Сухейл Шахин, который раньше говорил о том, что официальные лица из России, Китая и ООН будут присутствовать во время объявления о заключении любой сделки, в среду на своей странице в Твиттере сообщил: «Переговоры сегодня продолжатся, и мы близки к достижению окончательного соглашения. Мы надеемся сообщить хорошие новости нашему мусульманскому и миролюбивому народу».
Перед этим, во вторник, Захарова выразила скептическое отношение к тому, что администрация Трампа сможет вывести свои войска из Афганистана, и разместила такое сообщение на своей странице в Фейсбуке: «Что? И так же быстро, как в прошлый раз, или как из Сирии?» Как известно, президент США в декабре заявил о желании вывести войска из обеих этих стран.
Начало нынешнего конфликта в Афганистане связано с международной схваткой в прошлом между Вашингтоном и Москвой. Советские вооруженные силы поддерживали тогда коммунистическое правительство в его борьбе с повстанцами-моджахедами, которым в 1980-е годы оказывало помощь ЦРУ и такие исламистские группировки как «Аль-Каида»*. Когда участвовавшие в боях ополченцы захватили Кабул, группировка «Талибан» оказалась самой влиятельной и оставалась таковой в течение десяти лет, отбиваясь от Северного альянса, который поддерживали Россия, Иран, Индия, Турция и другие страны.
Соединенные Штаты возглавили международную интервенцию в Афганистан в 2001 году после теракта 11 сентября, устроенного «Аль-Каидой», а «Талибан» обвинили в том, что он предоставляет безопасную гавань ее боевикам. Это было началом продолжающейся уже 18 лет «войны с террором» Пентагона, войны против «Талибана», «Аль-Каиды», а позднее и войны против «Исламского государства»*. Эта война началась в Афганистане, а затем распространилась на другие государства этого региона и за его переделы.
С того момента, как президент Трамп в 2017 году стал третьим по счету американским лидером, ведущим военные действия в Афганистане, он выразил заинтересованность в прекращении этого конфликта, и Халилзад начал переговоры с Талибаном в октябре [2018 года]. В следующем месяце Россия организовала собственный диалог между повстанческими группировками и Высшим советом мира Афганистана.
В начале этого месяца шансы на успех были высоки после того, как обе стороны, оказались близки к заключению сделки по окончании последнего раунда переговоров, но Халилзад вернулся в Доху на прошлой неделе для того, чтобы «обсудить и закрыть остающиеся вопросы». После этого он попытался развеять некоторые спекуляции по поводу возможного соглашения и на своей странице в Твиттере написал: «Мы не вели переговоров о временном правительстве». А в понедельник там же он сообщил, что Соединенные Штаты «защищают афганские вооруженные силы сейчас и будут это делать после заключения любого соглашения» с «Талибаном».
Москва тоже поддерживает афганское правительство, однако она отвергла обвинения Вашингтона в поставках оружия талибам, поскольку Россия вместе с Соединенными Штатами и Китаем работала над обеспечением безопасности в этом регионе. На пресс-конференции в присутствии своего индийского коллеги российский министр иностранных дел Сергей Лавров сказал в среду, что «хотел бы подключить и другие страны, включая Индию, Пакистан, Иран».
Как отметил Сергей Лавров, любое соглашение в Афганистане должно содействовать такому решению, которое «опиралось бы на общенациональный консенсус и исключало бы угрозы терроризма, экстремизма и наркобизнеса». Вместе с тем Россия, по словам российского министра, продолжит «оказывать содействие в оснащении афганской армии, сил безопасности Афганистана», так как пока «они еще не в состоянии самостоятельно действовать по искоренению террористической угрозы, поэтому такие усилия должны продолжаться».
«Безусловно, борьба с терроризмом должна проводиться без каких-либо „двойных стандартов"», — добавил Лавров.
«В силу целого ряда причин, включая развязанные США и их союзниками войны в Ираке, Ливии и Сирии, так называемое „Исламское государство" (ИГИЛ) уже расползается по другим странам, в том числе и в Афганистан, где игиловцы пытаются „окопаться" на севере и создать там плацдарм для проецирования своей деятельности на наших союзников в Центральной Азии», — подчеркнул Сергей Лавров. Он также подверг критике своих «западных коллег, которые проявляют „двойные стандарты" в отношении этой запрещенной Советом Безопасности ООН террористической группировки, пытаются их использовать для достижения односторонних геополитических задач в Афганистане».
На первом брифинге для прессы в Пентагоне с мая месяца министр обороны Марк Эспер (Mark Esper) и глава Объединенного комитета начальников штабов Джозеф Данфорд (Joseph Dunford) отказались во вторник говорить о прогрессе на переговорах США — «Талибан», однако Данфорд назвал разговоры о выводе войск преждевременными. По его мнению, фокус следует направить на «проведение афганского диалога, который в идеале должен привести афганский народ к миру и стабильности», а «Афганистан не является укрытием, где мы можем быть атакованы».
______________________________________
* запрещенные в России организации