Вашингтон — В четверг президент Трамп одобрил создание космического командования США, сославшись на необходимость некого централизованного подразделения для защиты американских интересов на «будущем театре военных действий», как он выразился. Свежеиспеченное командование он назвал предшественником будущих космических сил. Шестой род войск Трамп давно обещал сторонникам на митингах и всячески добивался его создания в Конгрессе.
«Космические силы будут снаряжать, обучать и вооружать воинов для выполнения заданий космического командования», — заявил г-н Трамп на церемонии в Розовом саду. По его словам, это утвердит американское господство в космосе: «Мы знаем, что лучший способ предотвратить конфликт — это готовиться к победе».
Идея создания единого командования для координации роли военных в космосе не нова. Прообраз этой структуры создал еще президент Рональд Рейган, но впоследствии ведомство распустили после терактов 11 сентября 2001 года, когда Пентагон переключился на борьбу с терроризмом.
Однако 17 лет спустя в Пентагоне практически не осталось сомнений: американские интересы необходимо защищать от глобальных конкурентов, таких как Россия и Китай. Особую бдительность стоит проявить в том случае, если Москва и Пекин возьмут на мушку американские аппараты в космосе — в особенности спутники, которые выступают космическими штурманами авианосцев в Аравийском море или самолетов-истребителей над Персидским заливом, а также собирают разведданные о противнике.
«Часть земных конфликтов будет разворачиваться в космосе, поскольку космические технологии играют решающую роль, а космические объекты все чаще становятся военными целями», — считает Брайан Виден (Brian Weeden), бывший офицер военно-воздушных сил по ядерным и космическим операциям. Сейчас мистер Виден — директор программы планирования в Фонде за безопасный мир.
Хотя существование угроз сомнений не вызывает, вопрос, как им противостоять, вызывает массу пересудов.
В прошлом космос проходил в основном по ведомству военно-воздушных сил, а потому главой нового командования президент назначил генерала Джона Реймонда, бывшего главу космического командования ВВС США — заодно похвалив его как «настоящего бойца», который «укрепит вооруженные силы и откроет путь в новую эру».
Но решимость Трампа создать отдельный род войск вызвал критику со стороны экспертов — по их мнению, этот шаг истощит ресурсы и приведет к ненужной волоките. Наконец, кипят споры насчет того, что считать «военными действиями» в космосе, и существуют межпартийные разногласия относительно названия, предложенного Трампом.
С созданием космических сил — а для этого по-прежнему требуется одобрение конгресса — ответственность за набор, подготовку и оснащение личного состава для защиты американских спутников от Россси и Китая, которые разрабатывают противоспутниковое оружие, будет централизована. В прошлом году разведка США в своей оценке угроз предупредила, что обе страны смогут сбивать американские спутники уже через два-три года.
Тем временем не умолкают споры из-за названия будущих сил.
«Демократы хотят „корпус", а республиканцы настаивают на „силах"», — объяснил Тодд Харрисон (Todd Harrison), директор проекта по аэрокосмической безопасности в Центре стратегических и международных исследований. «Лучше бы они просто назвались „силы космической обороны". Это убедит союзников, что речь идет не о наступательной мощи и уничтожении чужих объектов в космосе, а о защите наших собственных средств».
Но некоторые союзники президента хотят, чтобы администрация Трампа поспешила с созданием военного присутствия в космосе. Ньют Гингрич (Newt Gingrich), бывший спикер палаты представителей, а с ним и небольшая, но шумная группа депутатов считают, что космические силы должны вести агрессивные действия по защите американских интересов. Речь они ведут даже о том, чтобы создать на Луне военные базы, тем самым опередив мировых конкурентов.
Сторонники более агрессивного подхода на роль командующего космическими силами прочили генерал-лейтенанта Стивена Кваста (Steven Kwast). В интервью этот генерал ВВС утверждал, что США на 30 лет отстали от Китая на историческом пути к созданию колоний на Луне. А потому генерал-лейтенант также публично поддерживал создание космических сил — даже когда начальство в Пентагоне было против.
Господин Гингрич со своей стороны составил предложение о быстрой доставке на Луну ресурсов для создания лунной базы. На этой неделе чиновник Белого дома назвал Гингрича «другом Белого дома», но отметил, что по вопросам освоения космоса Белый дом он не консультирует.
Критики беспокоятся, что не в меру агрессивный ответ повлечет за собой последствия. «Мы вполне можем создать силу, которая отправится в космос и будет вести там боевые действия», — считает Лори Бланк (Laurie Blank), эксперт по космическому праву Университета Эмори. «Но средства для этого у нас уже и так имеются — и мы сможем развивать их и дальше, чтобы добиваться своего и противостоять действиям противников».
Она добавила, что аналитики беспокоятся, как противники США отреагируют в неизведанной обстановке, особенно если решат и дальше совершенствовать свои средства борьбы со спутниками, средства связи и высокоточные боеприпасы.
«Наших основные противники на мировой арене — а это Россия и Китай — часто трактуют международное право принципиально по-иному, — сообщила г-жа Бланк. — Они придерживаются иных взглядов о его ценности и необходимости ему следовать. И уж конечно, помимо США, в космическом пространстве эти страны — крупнейшие игроки».
Отзываясь о космических силах с энтузиазмом, Трамп обмолвился, что намерен подталкивать США к освоению Марса точно так же, как президент Джон Кеннеди проложил путь на Луну. Однако надежной космической защите он внимания не уделил, сосредоточившись на размышлениях об освоении других планет.
«Я считаю, что космос крайне важен для обороны», — заявил Трамп в июле на встрече в Овальном кабинете, посвященной 50-летней годовщине посадки «Аполлона-11» на Луну. После чего пустился в рассуждения о том, насколько выгоднее будет отказаться от планов освоения Луны и сразу перейти к красной планете. В День независимости Трамп пообещал соотечественникам, собравшимся в Национальном торговом центре, «водрузить американский флаг на Марсе».
Как заявил Гингрич, президенту нравится план, как он выразился, «сперва оккупировать Луну, потом освоить ее, а сразу вслед за тем двинуть на Марс». Возможно, начало этому положит партнерство с Blue Origin Джеффа Безоса (Jeff Bezos) и Space X Илона Маска (Elon Musk). Обоих миллиардеров Трамп недавно назвал «богатыми парнями, которые снаряжают космические ракеты».
«Полагаю, интерес его коренится в том, что президент, который отправит нас на Луну и на Марс, впишет свое имя в историю на веки вечные, — рассуждает Гингрич. — Стать президентом, который впервые открыл путь человечеству прочь с планеты Земля — это достижение на несколько тысяч лет вперед».
На первой же встрече с журналистами по возвращении с саммита «Большой семерки» во Франции сложилось впечатление, что Трамп сосредоточился на поставленной задаче, хотя день он провел в дежурных нападках на прессу и лично на бывшего директора ФБР Джеймса Коми (James Comey). Ранее на Коми обрушился с критикой генеральный инспектор, отметив, что экс-шеф ФБР «подал опасный пример» другим чиновникам, имеющим, как и он, с доступом к государственной тайне.
На встрече в Розовом саду, когда над лужайкой взвился американский флаг, Трамп встал и расплылся в улыбке.
«Думаю, теперь все поняли, — сказал Трамп. — Космос — это все».