На прошлой неделе в Казани страны — члены международного движения за качество профессионального образования WorldSkills одобрили Казанскую декларацию о принципах преобразования национальных систем профобразования и оценки компетенций учащихся рабочих специальностей. Документ был разработан и представлен для обсуждения правительством России.
Worldskills — некоммерческое движение, объединяющее 75 стран мира, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие навыков мастерства. Для этого раз в два года WorldSkills организует чемпионат, в котором могут принять участие молодые квалифицированных рабочие, студенты университетов и колледжей. В ходе соревнования они должны продемонстрировать свои технические способности, индивидуальные и коллективные качества, решая задачи, максимально приближенные к реальным. В чемпионатах WorldSkills компетенции объединены в шесть тематических блоков: строительная сфера, ИТ, промышленное производство, обслуживание гражданского транспорта, сфера услуг, творчество и дизайн.
Россия выступила организатором очередного чемпионата Worldskills — он прошел в Казани 23 — 24 августа. Казань была выбрана городом проведения чемпионата на генассамблее WorldSkills International в Сан-Паулу в августе 2015 года, победив в этом соревновании Париж и Шарлеруа. Национальная сборная России завоевала 14 золотых, четыре серебряные, четыре бронзовые медали и 25 медальонов за профессионализм, заняв таким образом второе место в медальном зачете. Первое место — у сборной Китая, третье — у Кореи.
Комментируя результаты России, директор союза «Молодые профессионалы» (представительство Worldskills Russia) Роберт Уразов отметил, что они говорят «об очень высоком уровне подготовки в нашей стране, о том, что среди наших экспертов и преподавателей есть носители технологий мирового уровня». Он также напомнил, что сегодня союз «Молодые профессионалы» охватывает в России все регионы, и в его работе участвуют тысячи образовательных организаций и десятки частных компаний.
В дальнейшем РФ планирует реформировать систему национального профессионального образования в соответствии с пятью принципами, обнародованными в Казанской декларации. Этот документ станет основой для гармонизации подходов к развитию профессионального образования и оценки компетенций на рынке труда во всех странах-членах Worldskills. Пять принципов декорации предполагают необходимость предоставления при профобразовании базового набора наиболее востребованных компетенций, учет индивидуальных потребностей учащихся, открытость и мобильность образовательных процессов, и, наконец, уважение к ценностям устойчивого развития.