Владивосток, Россия — Трехдневный инвестиционный форум российского президента Владимира Путина, призванный обратить внимание на возможности российского Дальнего Востока, закончился без каких-либо явных побед для Москвы и для самого слаборазвитого региона, который Кремль хочет укрепить и сделать из него ворота в Азию.
Полное отсутствие значимых сделок на этом форуме отражает те проблемы, с которым сталкивается Кремль, пытаясь интегрировать этот удаленный регион и приблизить его к Москве, расположенной на расстоянии семи часовых поясов. Самый большой вызов связан с созданием инфраструктуры на территории, которая рассматривается как ключ для расширения экспорта на такие быстро растущие рынки как Китай, Япония и Индия.
Наиболее значимые участники трехдневного Восточного экономического форума — Нарендра Моди, премьер-министр Индии и Синдзо Абэ, премьер-министр Японии — покинули его, не заключив никаких крупных соглашений, если не считать кредитной линии в размере 1 миллиарда долларов, предоставленной Индией для развития российского Дальнего Востока. Г-н Абэ отбыл на родину, не подписав ни одного крупного соглашения.
В попытках добиться позитивного результата недостатка не было. Г-н Путин ясно дал понять, что Россия и Дальний Восток, страдающий от недостаточного развития транспортной и энергетической инфраструктуры, а также масштабной коррупции, нуждаются в развитии бизнеса, а также в инвестициях.
«Нет ни одного сектора экономики, который был бы закрыт для наших иностранных партнеров, — сказал г-н Путин в своем выступлении на Восточном экономическом форуме. — Наоборот, мы заинтересованы в их привлечении, мы стремимся к этому».
Развитие российского Дальнего Востока — он лишь немного уступает по территории Китаю, но его население составляет менее 7 миллионов — не предоставляет возможность не воспользоваться ростом экономик в странах Азии, но и попытаться усилить в этом регионе контроль со стороны Москвы. Два дальневосточных региона в прошлом году устроили протестное голосование против прокремлевских кандидатов, исполнявших обязанности губернаторов, и в результате они не были избраны.
Г-н Путин, продолжая рекламировать Дальний Восток, сообщил на форуме о том, что с 2015 года, со времени проведения первого Восточного экономического форума, в этот регион было инвестировано около 1 миллиарда долларов и создано 39 тысяч рабочих мест. Он также активно расхваливал возможность инвестирования не некоторые самые крупные российский инфраструктурные проекты, в том числе в порт «Звезда» (общий объем инвестиций 600 миллионов долларов), работа которого будет сфокусирована на экспортных поставках в страны Восточной и Южной Азии. Российский лидер рекламировал также космодром «Восточный», новую площадку для российских государственных и гражданских космических запусков.
Г-н Моди и г-н Абэ приехали во Владивосток в надежде установить более тесный контакт с г-ном Путиным и отдалить его от Китая, который считает, что его отношения с Москвой бурно развиваются, о чем свидетельствует торговля и запланированное новое соглашение в военной области. Более тесные отношения с Россией позволят Индии и Японии получить рычаги воздействия на Китай. А России это поможет диверсифицировать контакты со своими азиатскими партнерами в тот момент, когда Москва опасается того, что ее хронические экономические проблемы превратят ее в младшего партнера Китая.
«России нуждается в диверсификации стратегических партнеров в этом регионе для продвижения вперед своей стратегической автономности», — отметил Томас Грэм (Thomas Graham), бывший американский дипломат и управляющий директор консалтинговой компании Kissinger Associates.
Результатом самого Восточного экономического форума стало заключение лишь незначительных региональных сделок и объявление о туманных соглашениях. Делегация, состоявшая из официальных лиц и бизнесменов из нескольких индийских штатов, совершила поездку по этому региону до начала работы форума. Индийцы пытались найти для себя возможности в области добычи алмазов и угля, а также нефти и природного газа. Результатом этой поездки стали несколько протоколов о намерениях, однако мало кто говорил о контрактах, если о них вообще заходила речь.
Чтобы компенсировать отсутствие иностранных инвестиций, российское правительство пообещало потратить около 10 миллиардов долларов на расширение автомобильных и железных дорог для улучшения транспортной ситуации в регионе, где заторы часто возникают на территории крупнейших портов. Однако вялый рост российской экономики заставляет государство затянуть пояса, а это означает, что деньги не будут приходить так быстро, как было запланировано.
«Проблема в том, что у правительства нет денег, и пока никто не готов инвестировать в этот регион, — сказал Артем Лукин, экспорт по Дальнему Востоку Дальневосточного федерального университета, на территории которого и проходил этот форум. — Бизнесмены не видят здесь возможности для получения прибыли».
Тем временем отсутствие рабочих мест и высокие цены на потребительские товары вызывают постоянный исход населения с российского Дальнего Востока, и обычно люди уезжают в Москву, Санкт-Петербург или в Новосибирск, в три крупнейших российских города.
«Это прекрасно, что здесь проходит экономический форум, подписываются соглашения. Но что мы от этого получаем?» — задал вопрос Александр Шкирский, безработный житель Владивостока. И сам ответил: «Ничего».