НЬЮ-ЙОРК — Когда я была восьмиклассницей с горящими глазами у себя на родине, в Шри-Ланке, я не могла дождаться своего первого урока полового воспитания. В раннем подростковом возрасте мы с одноклассницами были столь же любопытны, сколь и невежественны в отношении секса и сексуальности. Тем не менее, вместо того, чтобы дать нам надежные ответы на насущные вопросы о нашем теле, отношениях и сексуальности, нам просто вручили книгу, велели прочитать определенную главу и разобраться во всем самостоятельно. Что-то подобное происходило с миллионами молодых людей по всему миру, и часто это приводило к серьезным неблагоприятным последствиям.
Безответственно давать ребенку спортивный автомобиль, не обучив его вождению. Столь же опасная беспечность — допускать, чтобы развитие организма молодых людей опережало их понимание секса и сексуальности. Недостаток достоверной информации увеличивает риск инфекций, передаваемых половым путем (ИППП), в том числе ВИЧ, и подростковой беременности, которая может не только стоить жизни матери, ребенку или обоим, но и приводит к тому, что люди живут в бедности из поколения в поколение.
Даже для тех, кто не активен сексуально, понимание изменений, происходящих с их телом, жизненно важно для их здоровья и благополучия. Во многих местностях девочки, у которых начинаются менструации, не понимают, что происходит, и оказываются не подготовленными к защите своего здоровья и гигиены, а зачастую и очень стыдятся совершенно естественного процесса.
Этот недостаток информации — наряду с отсутствием чистых гигиенических изделий и уединенных помещений для пользования ими — часто приводит к тому, что девочки и молодые женщины пропускают школу во время менструации. Культурные табу, из-за которых женщинам и девочкам запрещают посещать общественные (в том числе религиозные) места во время месячных или даже заставляют их жить вне дома (в том числе в суровых погодных условиях), потому что они «нечисты», усугубляют их стыд и связанные с ним угрозы для их здоровья.
Молодых людей нельзя обвинять в том, что они принимают решения без достаточной информации, если взрослые отказываются их информировать. И, тем не менее, именно молодые люди страдают от последствий этих решений, часто всю оставшуюся жизнь. Я видела воочию, как это происходило: девочки, учившиеся со мной в одном классе, в тот день, когда нам сказали «разобраться» со своей сексуальностью, вскоре забеременели, бросили школу и потеряли все шансы выбраться из бедности.
Почему школы во всем мире не предлагают комплексное половое просвещение? Часто ответ таков: взрослые опасаются, что такое просвещение поощряет распущенность. Согласно этой логике, решения должны принимать те, кто «знает лучше» — например, родители или врачи.
Вопреки распространенному заблуждению о том, что половое просвещение поощряет беспорядочные половые связи и увеличивает количество подростковых беременностей, его улучшение просто увеличивает вероятность того, что секс у подростков будет безопасным, и это приведет к снижению количества ИППП и беременностей, а также к более высокому уровню образованности женщин. А это означает преимущества в отдаленной перспективе: от здравоохранения до гендерного равенства и сокращения бедности.
Этот взгляд не нов. Четверть века назад на новаторской Международной конференции по народонаселению и развитию (МКНР) в Каире 179 правительств обязались предоставлять информацию, которая поможет молодежи принимать «ответственные» решения. Согласно Программе действий МКНР, просвещение по вопросам сексуальности имеет решающее значение для защиты подростков от ИППП и нежелательной беременности, особенно в очень молодом возрасте, когда риск для матери и ребенка особенно высок.
С тех пор был достигнут большой прогресс. Но этого явно недостаточно: до сих пор каждый день 20 000 девушек моложе 18 летрожают детей, главным образом в развивающихся странах, где почти нет доступа к информации о сексуальном и репродуктивном здоровье. Дать молодым людям возможность сделать ответственный выбор в отношении своего тела и сексуальности — значит обеспечить комплексное половое просвещение для всех в дружественной для молодежи манере, уважая ее свободу действий и самостоятельность. Это означает создание безопасных мест, где они могут получить доступ к противозачаточным средствам или задать вопросы, не опасаясь, что их семья или друзья узнают об этом. В этом смысл новой молодежной стратегии Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения под названием «Мое тело, моя жизнь, мой мир».
В ноябре этого года, к 25-й годовщине МКНР, в Найроби (Кения) состоится конференция высокого уровня, призванная мобилизовать политическую волю и финансовые ресурсы, необходимые для полного осуществления Программы действий МКНР. Мировым лидерам следует приехать на нее с конкретными обязательствами, показывающими, что на этот раз они серьезно настроены на то, чтобы молодые люди во всем мире имели возможность делать осознанный выбор в отношении своего тела, своей жизни и своего будущего.