Один из немногих известных в СМИ чехов, который участвует в боях на территории самопровозглашенной Донецкой Народной Республики, во время регулярного осмотра боевых позиций потерял ногу, наступив на мину. Тем не менее он не собирается возвращаться в Чехию. Скорее всего потому, что там ему грозит уголовное преследование и срок. Напротив, он надеется, что раздобудет спортивный протез и снова вернется на фронт.
Беспорядки в Одессе в начале мая 2014 года — кровавое напоминание о первых неделях войны на Восточной Украине. Столкновение пророссийских и украинских демонстрантов привело к пожару в Доме профсоюзов. В общей сложности с обеих сторон тогда погибли 48 человек. Чех Павел Ботка утверждает, что то событие сыграло в его жизни важную роль.
Он – профессиональный борец и в прошлом работал вышибалой и телохранителем. По его словам, он работал в Турции и Бразилии и сопровождал, к примеру, владельца компании, которая добывала алмазы в Африке.
По его словам, события в Одессе произвели на него такое впечатление, что он решил поехать в Донбасс. «Я был шокирован тем, что полицейский в форме может стрелять по безоружным людям, которые спасаются от огня. Украинская государственная власть их фактически уничтожала. Я увидел несправедливость, поэтому решил бороться», — так четыре года назад в интервью «Актуалне.цз» Ботка объяснял свое решение примкнуть к пророссийским сепаратистам. Однако расследование Управления верховного комиссара ООН по правам человека так и не пролило свет на те события.
Поездка в Донбасс была непростой. По словам Ботки, конвой с добровольцами обстреляли украинские военные. Наконец он проник на территорию самопровозглашенной республики весной 2015 года через Россию. С тех пор Кавказ, как Павла Ботку там прозвали, принимает участие в боях против украинской армии. В социальных сетях он выкладывает фото с оружием в руках и иногда рассказывает о своей деятельности в СМИ, которые на него выходят.
В середине августа этого года он был тяжело ранен так называемой «прыгающей миной» во время регулярного осмотра позиций и контроля над диверсионными операциями неприятеля. Кавказ лишился части ноги ниже колена. «Я знал, зачем ехал и зачем я тут. Это просто война», — говорит он смиренно на видео, которое в социальной сети «ВКонтакте» опубликовал активист Алексей Смирнов. «Пока нет никаких прогнозов. Сейчас мы стараемся сохранить колено, и если оно у меня останется, то протез будет найти намного проще», — так Кавказ описывает свое состояние.
В Чехию он не вернется
Каким будет его будущее, пока не знает даже сам Ботка. «Что я теперь буду делать? Вопрос. Приду в себя, и посмотрим», — заявил он редакции «Актуалне.цз» через посредника. Пока он лечится в одной из больниц на подконтрольной сепаратистам территории.
В интервью российскому серверу EurAsia Daily он был более разговорчив. В частности, он завил, что надеется достать спортивный протез, чтобы продолжить заниматься силовым троеборьем. «Кроме того, я хочу вернуться на фронт. Этот протез, как своя нога, и он практически не ограничивал бы меня в движениях», — сказал он серверу.
Однако аналитик Института политики и общества Роман Маца отмечает, что больницы в самопровозглашенной Донецкой Народной Республике – не лучшее место для лечения. «Правда, стоит отличать уровень ухода за простыми людьми от лечения представителей силовых структур и местных командиров. Что касается простых людей, то они умирают даже от обыкновенных, легко излечимых недугов. Не хватает лекарств, оборудования и персонала. Для сотрудников силовых структур, конечно, созданы более благоприятные условия, но все равно они оставляют желать лучшего», — так Маца описывает ситуацию на оккупированных территориях, за которой давно следит.
Условия там несравнимы с обслуживанием в чешских больницах. Но Ботка не собирается возвращаться в Чешскую Республику. «Ясно, что я связан с Донецкой Народной Республикой. В Чехию я не вернусь», — говорит он.
Ему грозят 20 лет тюрьмы
Если бы он все-таки решил вернуться на свою родину, то ему грозило бы уголовное преследование так же, как Эрику Эшту. В мае суд вынес ему приговор за то, что в Донбассе он примкнул к сепаратистам. Однако ему дали условный срок, поскольку он активно в боях не участвовал.
Но он не единственный, кто привлек внимание чешской полиции в связи с пребыванием в Донбассе. По данным издания «Деник Н», следователи из чешского Национального центра по борьбе с организованной преступностью раскрыли уже 15 подобных случаев. За участие в боях в рядах вооруженных сил самопровозглашенной республики грозит наказание в виде 20 лет лишения свободы.
«Вообще можно сказать, что участие в вооруженном конфликте на территории независимого государства против его государственной власти квалифицируется как уголовное преступление, такое как, например, террористический акт. Но я хочу отметить, что каждый случай нужно рассматривать индивидуально», — сказал пресс-секретарь Национального центра Ярослав Ибегей.
Украинские власти считают сепаратистов террористической группировкой. В 2014 году они провозгласили свою республику на части украинской территории, которую оккупируют до сих пор. Их государственность не признает ни один из членов Европейского Союза.
Наемники, преступники и все, кто поверил российской пропаганде
Аналитик Маца утверждает, что чехов, борющихся на стороне сепаратистов, можно разделить на три группы. В первую входят наемники, для которых война — это работа, и они просто меняют одну войну на другую.
«Вторая группа — люди, которые поверили российской пропаганде и имеют склонность к агрессии, увлекаются оружием. Для них война — это своего рода романтическое приключение, освободительная борьба. Таких людей легко использовать для террористической деятельности», — сказал Маца. Третью группу, по его словам, образуют преступники, которые бегут в Донбасс от закона.
По словам Ботки понятно, что, несмотря на серьезное ранение, он доволен жизнью в Донбассе. Правда, на видео из больницы на один из вопросов он отвечает, что «страдает и чувствует разочарование». На вопрос «Актуалне.цз» он ответил, что не разочарован Донецком. «Кое-кто меня разочаровал, но вообще Донецкую Народную Республику я могу оценить позитивно. Да, не все идеально, но мы ведем войну», — сказал Кавказ.