Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Baltnews (Литва): транзитные уроки от Китая. Как Пекин проучил Прибалтику за агрессивное поведение

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Автор объясняет, почему странам Балтии не удается стать транзитом для поставки китайских товаров в Западную Европу. Причина — политическая: прибалты, следуя линии Запада, часто дразнят Китай по теме прав человека. В итоге Пекин предпочитает Россию. Объяснение автора: Пекин не считает прибалтов независимыми, поскольку они «зависят от влияния извне — в первую очередь со стороны ЕС».

Надежды на активное сотрудничество с Китаем в сфере транзита так и останутся очередным нереализованным проектом для стран Балтии. Почему? С одной стороны, Пекин уже не так заинтересован портовой отраслью балтийских республик, с другой — усиливающиеся антикитайские настроения в Литве, Латвии и Эстонии ставят крест на позитивном развитии отношений.

На протяжении последних пяти лет страны Балтии, особенно Литва и Латвия, вынашивали большие планы по расширенному экономическому сотрудничеству с Китаем. Это желание главным образом появилось после резкого ухудшения отношений с Россией в 2014 году, введения санкций и ответного решения российских властей о продуктовом эмбарго для западных стран.

В случае Литвы политическая конфронтация, которая переросла в сворачивание расширенных торговых связей, обернулась многомиллионными потерями для отечественных экспортеров молока, мяса, да и всех продуктов литовского происхождения в целом. Латвия и Эстония столкнулись с аналогичными проблемами, но к ним добавился еще и массированный отток российских грузов — прежде всего, нефтепродуктов — из портов в Риге, Вентспилсе и Таллине.

Балтийские республики до сих пор не могут заделать эту «брешь» в своих доходах, кризис продолжается, грузооборот падает. Поэтому в лице Китая с его огромным рынком, ведущей экономикой, тысячами контейнерных поездов, масштабными проектами «Новый шелковый путь» и «Один пояс — один путь» балтийские государства видели источник новых возможностей для развития собственной экономики.

Заложники трендов

Тем не менее в итоге отношения не задались. Учитывая набирающие популярность в Европе антикитайские тренды, обусловленные новым витком противостояния Китайской Народной Республики (КНР) с США, позицию либеральной прессы, а также десятков неправительственных организаций — не задались. Хотя формально эти неправительственные организации всего лишь пестовали, как утверждается, ценности классической демократии, американского капитализма и «прав человека». Причем почему-то многие из этих структур, названия которых мы опустим, финансируются из фондов Джорджа Сороса.

В странах Балтии также резко усилились силы, препятствующие сотрудничеству и реализации совместных проектов с Китаем. Это давление чувствуется на политическом уровне, но сказывается в первую очередь на бизнесе.

Если говорить о Литве, то здесь были сильны позиции так называемой прокитайской партии в лице левоцентристских сил, которую неофициально возглавляет премьер-министр Саулюс Сквернялис, перенявший эту эстафету у своего предшественника — соцдема Альгирдаса Буткявичюса.

Однако сейчас маятник качнулся вправо, поэтому в политических кругах стала превалировать антикитайская повестка. Ее, как правило, стремятся перевести в плоскость разговоров о нацбезопасности, а поддерживают этот «нарратив» об угрозах с востока проконсервативные силы, к которым присоединился и новый президент Гитанас Науседа.

Он, например, видит угрозу в потенциальных китайских инвестициях в инфраструктуру Клайпедского государственного морского порта. При этом сами китайцы пока и не стремятся туда вкладывать деньги. В декабре 2018 года стороны ограничились подписанием меморандума о возможном участии крупной китайской корпорации China Merchants Group в строительстве глубоководного аванпорта в Клайпеде, но все это лишь намерения, которые витают в воздухе. О подобных «намерениях» инвестировать со стороны упомянутой компании говорится как минимум с 2015 года, а воз и ныне там.

Корень проблемы

Положение усугубляет и то, что Китай очень ревниво относится к периодическим посягательствам властей балтийских республик на суверенитет своего государства. Здесь речь идет о Тибете и Далай-ламе, поскольку лидеры Литвы, Латвии и Эстонии в свое время оказывали все почести этому главе непризнанного государства.

В свою очередь официальный Пекин не раз давал понять, что все подобные контакты скажутся на двусторонних отношениях. В частности, в 2013 году, когда бывший президент Даля Грибаускайте встретилась с Далай-ламой в своей резиденции, руководство КНР дало распоряжение на два года заморозить все переговоры и работу по совместным проектам с Литвой.

После двух лет ожиданий и попыток Литвы возобновить сотрудничество Поднебесная сменила гнев на милость, но в конце августа 2019 года в Вильнюсе вновь произошел неприятный инцидент, когда ряд депутатов Сейма и еще сотня сторонников вышли на площадь в поддержку протестующих против Пекина в Гонконге.

Во время манифестации с литовской группой схлестнулись китайцы, пришедшие отстоять свою точку зрения в этом вопросе, а чуть позже МИД Литвы осудил из-за этого посольство Китая, посчитав, что аккредитованные в Литве китайские дипломаты мешали проведению мирной прогонконгской акции. В посольстве и внешнеполитическом ведомстве КНР поспешили ответить литовским коллегам, что Пекин не будет игнорировать тех, кто «очерняет китайское правительство».

Очевидно, все это вновь обернется сворачиванием всех позитивных литовско-китайских инициатив, которые с большим трудом были достигнуты ранее.

В конечном итоге, даже в случае возможной разрядки, Китай перестанет рассматривать Литву, Латвию и Эстонию как партнеров, так как политика этих стран стала зависимой от политической конъюнктуры, которая регулярно меняется.

Пекин же, как известно, предпочитает шахматные партии, оценивает все риски и строит планы по тем или иным проектам не на годы, а на десятилетия вперед.

«Говоря о проекте „Один пояс, один путь", китайцы ориентируются и просчитывают все на 50 лет вперед, они развивают его для того, чтобы на нем зарабатывали уже их внуки, поэтому каждая составляющая, гарантирующая стабильность и долгосрочность, для них важна», — рассказал по итогам визита в Китай международный обозреватель Андрей Татарчук, специализирующийся на вопросах логистики и транспорта.

Грузы идут в Россию

Справедливости ради стоит отметить, что еще до нового витка напряжения Литва и Латвия конкурировали за китайский транзит, а это опять же лишь оттолкнуло Пекин от намерений инвестировать и везти грузы на эти страны, так как КНР воспринимает их как единый регион, то есть комплексно.

Если бы Вильнюс и Рига смогли переступить через амбиции, корыстные желания быстро заработать, а скооперировались во имя общей цели, то, возможно, что все было бы по-другому, и мы бы уже сегодня видели десятки китайских поездов, идущих в порты двух стран, но этого не случилось.

Очевидно, что единство двух республик присутствует лишь на словах, но когда речь идет об экономике и более сложных значимых проектах, то здесь, к сожалению, никто не хочет уступать. Китай это видит, поэтому ориентируется на других партнеров — Россию и Белоруссию, которые уже завязали на себе почти все грузопотоки.

Китай постоянно увеличивает число рейсов контейнерных поездов, которые идут в Европу, поэтому основной пункт перевалки Брест-Малашевичи (Белоруссия-Польша) уже не справляется с нагрузками. Планируется, что в 2020 году количество составов возрастет до 5 тыс. в год. Если Литва претендовала на грузы, которые должны были пойти на Клайпедский порт из китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень», то Рижский свободный порт уже подсчитывал потенциальную прибыль от поездов, идущих с территории континентального Китая — через Казахстан и Россию.

Тем не менее весь рабочий процесс сейчас приостановлен. По состоянию на сегодняшний день, в Латвию пришли только три поезда из Китая, причем перерыв в рейсах насчитывает почти десятилетие. Первый поезд прибыл весной 2008 года, второй — лишь в ноябре 2016 года, а третий — в октябре 2017 года, да и то это было чисто репрезентативное действо.

В качестве живого примера можно привести курьезный случай, о котором не все знают. В 2016 году, когда в Ригу приезжал премьер Госсовета Китая Ли Кэцян — тогда была встреча «формата 16+1» (формат сотрудничества КНР и стран Центральной и Восточной Европы — прим. автора), сюда пригнали поезд из китайского порта Иу, что находится на Дальнем Востоке. Этот поезд с различными грузами, где большую часть составила сантехника и елочные игрушки, должны были направить на Гетеборг с Рижского контейнерного терминала, так как это очень выгодно, дешево и значительно экономит время.

Казалось, китайцы восприняли эту новость с воодушевлением, но в итоге поезд постоял, постоял и уехал — его не направили в Рижский порт, а тихонько покатили в сторону России, где он развернулся и пошел привычным путем на Брест-Малашевичи и далее по железной дороге на немецкий Дуйсбург.

Аналогичная ситуация произошла в Эстонии, которая в 2018 году ждала один контейнерный поезд из Китая. Последний должен был прийти в порт Палдиски, но прохождение состава заблокировали на российской границе. В странах Балтии вообще забывают о немаловажной роли России в масштабном китайском транспортном проекте, так как именно от политической воли Москвы и прямых договоренностей что литовских, что латвийских, что эстонских властей, министерств, профильных ведомств, госпредприятий и бизнеса зависит успешное транзитное сотрудничество с Китаем.

Такая же ситуация применима к Белоруссии. А мы отлично знаем, что три республики имеют сложности в отношениях с официальными Москвой и Минском. И очевидно, что в ближайшее время это не изменится.

Долго думали и потеряли

Пока в странах Балтии шли споры и дележ шкуры неубитого медведя, китайцы завязали большую часть грузов на российских портах в Северо-Западном округе. За пять лет россияне совершили серьезный рывок в плане развития портовой инфраструктуры и в транспортно-логистической отрасли в целом.

Терминалы в Петербурге, Усть-Луге, новом порту Бронка в перспективе завяжут на себе все новые грузопотоки. Несмотря на прогнозы, эти грузы появились в России на два года раньше, нежели планировалось. В 2017 году об этом еще не говорилось, латыши и литовцы тоже не думали, что события будут развиваться так стремительно. А теперь прибалты проигрывают.

Кроме этого, разумеется, нельзя не учитывать политический момент — Китай дает свои грузы и готов к углубленному сотрудничеству только со стабильными партнерами, которых он видит в лице России и Белоруссии. А страны Балтии Пекин не воспринимает как независимые и суверенные, поскольку работа их бизнеса, гособъектов и руководства государств в целом сильно зависит от политической конъюнктуры и влияния извне — в первую очередь со стороны ЕС и косвенно со стороны Штатов. Китай же такое не приемлет.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Популярные комментарии
м
макс
11
Пиндосовским шавкам из прибалтики надо тявкать громче и истеричнее :))))
p
pup.zemli
14
Лаять и кусать руку дающего, а потом надеяться получить от него же вознаграждение не получится дорогие прибалты!))
Обсуждение
Комментариев: 28
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
м
макс
11 сентября 2019, 15:00
Пиндосовским шавкам из прибалтики надо тявкать громче и истеричнее :))))
p
pup.zemli
11 сентября 2019, 15:02
Лаять и кусать руку дающего, а потом надеяться получить от него же вознаграждение не получится дорогие прибалты!))
fatrat
11 сентября 2019, 16:51
pup.zemli, ну с Россией же прокатывало все нулевые
p
pup.zemli
11 сентября 2019, 19:54
А вот с Китаем дулики)
четослышал
11 сентября 2019, 15:03
где литовцы? второй день отлынивают. Может 11 сентября исподтишка празднуют?
Йошкина Кошка
11 сентября 2019, 15:17
четослышал, 11 братанасов никогда не комментируют статьи о Литве. Даже, если зазываешь.
Интеллигентный ЖиЖист
11 сентября 2019, 15:33
четослышал, что там у них 11 сентября?
четослышал
11 сентября 2019, 16:00
Интеллигентный ЖиЖист, 11 сентября - красный день календаря. день победы ЦРУ и ФБР над здравым смыслом и пиндосами, путем провокации и последующего мирного прекращения прав человека в СШП и насильственного внедрения этих прав ковровыми гуманитарными бомбежками по всему Ближнему Востоку
Йошкина Кошка
11 сентября 2019, 16:11
Интеллигентный ЖиЖист, четослышал намекает на уничтожение башен-близнецов в Нью-Йорке.
2m
11 сентября 2019, 15:09
Ну и где этот коллектив из 11 литовцев? Где прозябают эти дармоеды?! Кто будет опровергать факты, приведённые в статье? Их всех уволили?
2m
11 сентября 2019, 15:13
Холст. Масло. Начало XXI века. Картина называется "Трибалты у разбитого корыта".
Йошкина Кошка
11 сентября 2019, 15:39
2m, картина Репина "Приплыли".
Йошкина Кошка
11 сентября 2019, 15:23
Литовская система образования географию не предусматривает? Как они могут забыть, что между Китаем и Литвой вольготно расположилась Россия? Или они надеются, что Китай к ним гиперлуп построит? Или просто изображают ИКД перед Брюсселем, чтоб от дотаций не отключили?
Red Wolf
11 сентября 2019, 15:29
Йошкина Кошка, ты зачем святое трогаешь?)) хиперлупы тока бандеровцы строить умеют. Китаёзы ещё технологию(вместе с мотор сич) купить не успели.
askatin1984
11 сентября 2019, 16:09
Йошкина Кошка, тоже удивило! Никогда о литовско-китайской границе не слышал...
Йошкина Кошка
11 сентября 2019, 16:13
askatin1984, возможно, что кроме украинского существует и прибалтийский глобус.
F
FISIK
11 сентября 2019, 15:27
"А теперь прибалты проигрывают" Да и хрен с ними.
Red Wolf
11 сентября 2019, 15:27
Ну надо же, какие все-таки они дебилы. Кидаются, как шавки на всех, на кого им пиндосы укажут, а потом искренне удивляются, почему с ними сотрудничать не хотят. Это называется насрать соседу под дверь и искренне удивляться, что тебя потом в гости не приглашают. Скажи спасибо, что морду не бьют, а надо было бы. Пы Сы. А где же шпротас наш? Мож и правда втихушку нахлобучивает по поводу 11 сентября...)
Интеллигентный ЖиЖист
11 сентября 2019, 15:32
Крупные специалисты ходить под себя.
Йошкина Кошка
11 сентября 2019, 15:37
Интеллигентный ЖиЖист, а также стрелять себе в ногу. Все ноги уже прострелили. По-видимому на голове ходят, оттого и география в голове перевернулась.
2m
11 сентября 2019, 16:07
Йошкина Кошка, глобус трибалтийских вымиратов не предусматривает наличие России. А в какой стороне Китай, трибалтам неведомо.
Т
ТВ-ЧР
11 сентября 2019, 16:35
Тяжела и неказаста жизнь пиндосовской "шестерки". Пока пиндосы считали врагом только Россию, прибалтийские вымираты послушно тяфкали только на Россию. Как только пиндосы объявили экономическую и политическую войну Китаю, верные холуи пиндостана прибалтийские вымираты тут же присоединились к своему заокеанскому хозяину. Такова уж рабская доля прибалтов - в ущерб себе служить интересам хозяина.
0
0ncnjqybr
11 сентября 2019, 16:53
"А нас то за что?" (С)
ДОК
11 сентября 2019, 17:12
Пекин считал прибалтов "независимыми"?! Вечер удался!
m
micra
11 сентября 2019, 19:18
Не слово про Украину, а ведь эта страна фактический должна была стать транзитным коридоров для грузов из Китая но украинцы натянули на голову кастрюли и теперь все китайские грузы идут мимо них.
GreyCat
12 сентября 2019, 02:21
micra, хочу Вас поправить. Они же свой шелковый путь проложили из Украины в Грузию, чтобы торговый оборот достиг невиданного размаха. Да такого, чтоб Галактика вся ахнула. И даже один поезд шелковый пустили. Теперь он стоит на запасном пути в Грузии. :)))
IraVin
12 сентября 2019, 00:52
Прибалтика не может быть надежным партнером для Китая, так как с восхищением смотрит на США и во всем их политикам поддакивает. А так, как США и Китай в настоящее время в противостоянии, Прибалтика будет выслуживаться перед США за счет принижения Китая. Странно: Прибалтика является членом ЕС, а подчиняется США.
GreyCat
12 сентября 2019, 02:17
На протяжении последних пяти лет страны Балтии, особенно Литва и Латвия, вынашивали большие планы по расширенному экономическому сотрудничеству с Китаем. ------------ Хотели им шпроты впаривать. :)))) ------------ Шпротные дурачки решили выслужится перед хозяином и залаяли громче всех. На них КНР и обратил внимание. Этим и отличается дурак-холоп от холопа-разумного. Тот хоть и лает по приказу хозяина, но с подвыванием, мол сам понимаю, но сделать ничего не могу.
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем