С 2016 года в рамках «нового подхода» японского премьер-министра Синдзо Абэ к России подразумевалось значительное политическое и экономическое сотрудничество в надежде получить историческую резолюцию по территориальному спору двух стран из-за Южно-Курильских островов, на которые претендует Япония, называя их «северными территориями».
Однако, как снова продемонстрировала встреча Абэ с Путиным в российском городе Владивостоке 5 сентября, усилия японского премьер-министра остались без ответа. Несмотря на трудность признания поражения, Абэ должен изменить свой курс, пока Япония не столкнулась с унижением.
В отчаянном стремлении добиться урегулирования территориального вопроса и связанного с ним мирного соглашения Абэ отказался от дипломатического принципа постепенно развивающейся взаимности. Вместо того чтобы приберечь «пряник», пока российская сторона не будет готова идти на компромисс, Абэ действовал в соответствии со стратегией, позволявшей Москве авансом получать все, что она хочет. Он надеялся, что формирование положительных двусторонних отношений создаст стимул к прорыву в территориальном споре.
Отсутствие взаимности очевидно в личных отношениях Абэ с Путиным. С тех пор как оба лидера вернулись на свои руководящие посты в 2012 году, Абэ 11 раз посещал Россию, в то время как Путин был в Японии всего лишь дважды. Более того, когда Путина пригласили в родной город Абэ в префектуре Ямагучи в декабре 2016 года, он опоздал на три часа.
Администрация Абэ проявила удивительную готовность идти навстречу в политическом отношении. Она осторожно ввела лишь адресные санкции после аннексии Крыма и принимала некоторых российских чиновников, попавших в черные списки США и ЕС.
Что касается экономики, то в мае 2016 года Абэ анонсировал план сотрудничества с Россией, состоящий из восьми пунктов, и назначил чиновника для надзора за его реализацией. Кроме того, правительство использовало государственные деньги для стимулирования инвестиций в российские проекты.
Наконец, Абэ пошел на компромисс в самом территориальном вопросе, сигнализируя, что Япония согласится на передачу только двух из четырех островов, на которые приходится лишь 7% спорной территории. Кроме того, чтобы не обидеть Россию, кабинет Абэ получил указание больше не называть острова «неотъемлемой» японской территорией.
Проблеск надежды появился в ноябре 2018 года, когда российская сторона согласилась продвинуть переговоры на основе Совместной декларации 1956 года. Это было значимо, потому что в рамках этого соглашения Москва должна передать два небольших острова Шикотан и Хабомаи после заключения мирного договора.
Тем не менее все ожидания, связанные с перспективой разрешения территориального вопроса, пошли прахом, когда Москва выдвинула дополнительные требования, в том числе, чтобы Япония признала законное право России на все четыре острова как итог Второй мировой войны. Правительство Абэ было вынуждено в связи с этим отказаться от своих надежд на подписание рамочного соглашения, когда Путин посетил Японию в ходе саммита «Большой двадцатки» в июне 2019 года.
Положение дел ухудшилось после визита премьер-министра России Дмитрия Медведева на крупнейшие из оспариваемых островов в августе этого года. Российский самолет также нарушил воздушное пространство Японии в июне и в июле этого года.
С учетом данного контекста со встречей Абэ и Путина на Восточном экономическом форуме во Владивостоке 5 сентября не было связано никаких особенных ожиданий. Несмотря на это, ее исход оказался намного хуже, чем это можно было предвидеть.
Мало того, что никакого прогресса не было достигнуто в связи с территориальным вопросом, но Путин предпочел использовать данное мероприятие, чтобы представить — продемонстрировав видеозапись — церемонию открытия масштабного нового рыбоперерабатывающего завода, расположенного на спорном острове Шикотан.
Сделать это в то время, когда японский лидер находится в России, было дипломатическим оскорблением. Это была также пощечина лично Абэ, продемонстрировавшему поддержку Восточного экономического форума, посещая его ежегодно с 2016 года.
В дополнение ко всему, этот шаг стал насмешкой над более ранним путинским соглашением, обязывавшим Путина опираться на Совместную декларацию 1956 года.
Обращаясь с лидером третьей экономики мира так презрительно, Путин демонстрирует свое международное могущество. Это также сигнал Пекину, что Китай, а не Япония, является приоритетным партнером России в Восточной Азии.
Теперь Абэ должен признать, что его политика в отношении России потерпела фиаско. Кроме того, пойдя на безусловное сотрудничество, он не дал Путину никаких стимулов для компромисса.
Несмотря на это, Абэ не захочет принять поражение во внешнеполитическом вопросе, с которым он ассоциируется лично. Он столкнется с соблазном продолжить ту же самую политику и продлить иллюзию скорого прорыва.
Это лишь усугубит ошибку. Абэ, вероятно, останется у власти еще два года, и ему следует использовать это время для пересмотра политики в отношении России. Он не ошибается в поиске компромиссного решения территориального спора и в стремлении к сотрудничеству с Россией в ряде вопросов. Однако это должно быть сделано на основании взаимности.
В частности, Абэ следует продолжить поиски решения территориальных споров с возвращением двух островов, так как это самое большее, на что может рассчитывать Япония. Однако вместо того, чтобы предлагать авансом стимулы, политическое и экономическое сотрудничество следует приберечь в качестве вознаграждения за уступки России.
Более того, Япония должна продемонстрировать, что она будет решительно поддерживать своих демократических партнеров в осуждении российских преступлений, касаются ли они воздушного пространства Украины, хакерской атаки в отношении американских серверов или улиц города Солсбери.
Путин — это лидер, который уважает власть больше всего остального. Если Абэ хочет заключить соглашение с Россией, он должен положить конец слабовольной японской дипломатии и занять более жесткую позицию. Альтернативой станет продолжение унижения Японии перед ее северным соседом.
Джеймс Д. Дж. Браун — доцент политологии в университете Темпл в Токио, специалист по российско-японским отношениям.