Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

CNBC (США): Уолл-Стрит сообщает, что реальный долг США может составлять 2 000 процентов ВВП

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Автор суммирует все долги США — и приходит к устрашающей цифре в 1 832 процента ВВП страны. Но не спешите записывать Америку в банкроты — в эту огромную сумму входят и долги компаний, и обещания государства пенсионерам. Эти долги можно списать или отсрочить. Пока «экономические условия благоприятные», а при Трампе экономика США растет, обслуживать этот долг удается. Но так может быть не всегда.

Ключевые моменты:

— Общая сумма американского долга, включая все формы финансовых и прочих обязательств государства, штатов и местных органов власти, приближается к 2 000 процентов от ВВП, о чем сообщает инвесткомпания «Альянс Бернштейн».

— Самую большую нагрузку создают социальные выплаты, но увеличивающийся долг федерального правительства тоже усиливает долговое бремя.

— Предупреждения о связанных с долгом потенциальных опасностях зазвучали в момент, когда непогашенный федеральный долг вырос до 22,5 триллиона долларов.

— Сторонники долговой реформы говорят, что США надо заняться этим вопросом, пока не наступила рецессия.

***

Общая сумма американского долга приближается к 2 000 процентов от ВВП. Об этом говорится в анализе компании «Альянс Бернштейн» (AB Bernstein), которая предупреждает об опасности, но наряду с этим утверждает, что размер долга — это еще не все.

Компания произвела свои расчеты и выдала точную цифру — 1 832 процента. Однако она включила сюда не только суммы государственного долга в виде облигаций, но и финансовый долг во всем его многообразии, а также будущие обязательства по так называемым компенсационным программам, к которым относится социальное обеспечение, медицинская страховка для пенсионеров и государственные пенсии.

Если сложить все это, картина получается устрашающая. Но для ее полного понимания важно знать нюансы. Прежде всего необходимо понять, что не все долговые обязательства зафиксированы навечно. А еще важно знать, где есть пространство для маневра, особенно в государственных программах, которые можно изменить законодательно или посредством бухгалтерского учета.

«Важно понять это концептуальное различие, так как данными мерками часто пользуются те, кто хочет нарисовать мрачную картину долга, — отметил в докладе главный экономист „Альянс Бернштейн" Филипп Карлсон-Жлезак (Philipp Carlsson-Szlezak). — Картина действительно мрачная, но эти цифры отнюдь не доказывают, что мы обречены, или что долговой кризис неизбежен».

Кризисные меры имеют свои плюсы и минусы. Иногда кажущийся незначительным размер долга может вызвать колоссальные проблемы в периоды экономической напряженности, скажем, во время финансового кризиса. В то же время, с более крупным размером долга вполне можно справиться, если из-под контроля не вышли другие факторы, например, соотношение заемных средств к собственному капиталу.

Иногда важнее не общая сумма долга, а способность погашать его.

«У США большой долг. И он продолжает увеличиваться. Но если мы хотим подумать о долговых проблемах (в любом секторе: государственный долг, долги населения, фирм, финансовое положение), то здесь сумма долга не так важна, как вышеупомянутые факторы, — сказал Карлсон-Жлезак. — Долговые проблемы уже возникли бы на более низком уровне долга, если бы к ним привели макроусловия».

«Исключительно негативный эффект»

Предупреждения о связанных с долгом потенциальных опасностях зазвучали в момент, когда непогашенный федеральный долг вырос до 22,5 триллиона долларов, составив примерно 106 процентов от ВВП. Если исключить межведомственные обязательства, то общественный долг составляет 16,7 триллиона долларов, или 78 процентов ВВП.

Эта сумма, которую считают более уместным показателем экономического бремени, к 2028 году может увеличиться до 105 процентов, на что указывают прогнозы бюджетного управления конгресса. Тем не менее, это управление отмечает, что данные цифры могут быть пересмотрены в зависимости от того, какой эффект дадут государственные меры.

Сторонники финансовой реформы утверждают, что долговое воздействие уже достигло той точки, когда надо начинать действовать.

«В глобальном плане мы слишком сильно полагаемся на заимствования как на панацею от любых бед. Существует множество политических оправданий, почему все это не имеет никакого значения, но все они не соответствуют действительности, это предельно ясно», — говорит председатель Комитета за ответственный федеральный бюджет Майя Макгинис (Maya MacGuineas). В состав этого комитета входят законодатели из обеих партий, руководители компаний и экономисты, в том числе бывшие председатели ФРС Пол Волкер (Paul Volcker) и Джанет Йеллен (Janet Yellen).

«Мы очень быстро приближаемся к ситуации, когда сами себя закопаем в долговую яму, что окажет исключительно негативный эффект на экономику на десятки лет вперед», — добавила Макгинис.

В своих расчетах «Альянс Бернштейн» подсчитывает долг на основании разнообразных источников и соотносит его с ВВП следующим образом:

— 100 процентов от ВВП — совокупная сумма федерального долга, долгов штатов и местных властей;

— 150 процентов — долги домохозяйств и компаний;

— 450 процентов — финансовый долг, связанный с «концептуальными проблемами и рисками», состоящими в том, что долги финансовых фирм зачастую представляют потенциал наиболее неблагоприятного сценария с участием различных деривативных инструментов с высокой номинальной стоимостью, которая вряд ли когда-нибудь материализуется;

— 27 процентов в доверительных фондах на программы социального страхования;

— 484 процента — все обязательства действующих программ социального страхования;

— 633 процента — это итоговая сумма «бесконечного интервала» обязательств по социальным программам, но не традиционных 75 лет, которые обычно используются в расчетах.

Фактор времени — это все

В итоге общая сумма дает нам долговое бремя в 2 000 процентов, хотя Карлсон-Жлезак отмечает, что разные виды долга чреваты разными рисками.

«Отказ от обслуживания государственных облигаций США станет катастрофой для мировой экономики, в то время как изменения в политике (болезненно отражающиеся на тех, чьи будущие доходы уменьшатся) вообще не будут заметны на экономическом горизонте», — написал он.

Последствия для различных секторов экономики будут разными.

Агентство Moody's недавно предупредило, что количество компаний с «мусорным рейтингом» во время очередного экономического спада может «резко увеличиться», хотя оно растет уже сегодня. А это «существенно увеличивает риск дефолта».

«Во время следующего спада кредитного цикла в целом более низкое качество спекулятивных кредитов приведет к тому, что количество дефолтов у всех оцененных эмитентов может превысить пиковое значение Великой рецессии, составившее 14 процентов», — отметила в своем заявлении старший вице-президент агентства Moody's Кристина Пэджет (Christina Padgett).

Однако в настоящее время уровень неисполнения кредитных обязательств низок, так как экономические условия вполне благоприятные.

Аналогичным образом на макроуровне страх перед рецессией оказался необоснованным, так как рост продолжается, хотя и более низкими темпами, чем в 2018 году. Макгинис из Комитета за ответственный федеральный бюджет сказала, что в этих условиях стране пора начать как-то решать долговые проблемы.

«Для начала надо сделать так, чтобы политики сказали правду избирателям вместо того, чтобы раздавать обещания о дармовщине. Во-вторых, надо признать, что заниматься этими вопросами надо тогда, когда экономика сильна, — сказала она. — Когда люди ратовали за увеличение заимствований, им надо было делать прямо противоположное. Мы до сих пор находимся в состоянии рецессии. Пора приступить к реализации долгосрочной стратегии».