Во внешнеполитических кругах Вашингтона особую озабоченность вызывает «соперничество великих держав». В Стратегии национальной безопасности США за 2017 год говорится: «Китай и Россия бросают вызов американской власти, влиянию и интересам, пытаясь ослабить безопасность и благополучие США». Такое великодержавное соперничество станет еще опаснее, если враги Америки объединят усилия. В этом году Уолтер Рассел Мид (Walter Russell Mead) в своей статье на страницах «Уолл-Стрит Джорнал» охарактеризовал факторы, влияющие на сотрудничество России и Китая. Но поддерживают ли народы Китая и России усиление сотрудничества двух стран против США?
Наш анализ свидетельствует о том, что будущая элита обеих стран относится к такому сотрудничеству с опаской. В середине 2018 года мы опросили 21 группу студентов, как с младших, так и со старших курсов, а также нескольких выпускников ведущих вузов Пекина и Москвы. Мы попросили их дать оценку России, Китаю и США как «великим державам». Студенты продемонстрировали отсутствие интереса, неоднозначность и опасения по отношению к российско-китайскому сотрудничеству. Многие сказали, что у двух стран недостаточно общих ценностей и интересов, чтобы сотрудничать и взаимодействовать в перспективе. Мы также выяснили, что большинство студентов в обеих странах с уважением и восхищением относятся к США.
Китайские студенты прочно усвоили пропаганду коммунистической партии о том, что политическая система Китая является подлинной демократией, приспособленной к специфике страны. Не противореча установкам партийной кампании «Китайская мечта», студенты утверждали, что легитимность того или иного политического порядка зависит о того, способен он или нет обеспечивать социально-экономическое развитие.
По таким меркам Россия как партнер в их глазах ненароком оказалась серьезно обесцененной. Китайские студенты не испытывают особых впечатлений от культуры и общества своего соседа, отчасти в силу того, что они не кажутся им существенными источниками государственной мощи. Они также сомневаются в способности российской политической системы модернизировать экономику и вернуть стране статус великой державы.
Вместе с тем, пекинские студенты назвали США динамичной, богатой и влиятельной страной, какой стремится стать Китай. Студенты очарованы американской культурой, особенно кино. «Культурное влияние Америки совершенно очевидно проявляется в кино, которое показывают во всем мире. Например, это Капитан Америка и Черная Пантера», — сказал один из респондентов. Другие согласились с его оценкой американской мягкой силы. «Сверхдержавой Америку делает культура», — заявил другой участник опроса. Такие настроения отмечены во всех китайских опросных группах, хотя вездесущая коммунистическая партия критикует внешнюю политику США и американскую систему. Чаще всего, давая характеристику Америке, студенты использовали следующие слова: свободная, многообразная, развитая, сильная, передовая, культурная, интернациональная, технологии, индивидуализм и власть закона.
В отличие от китайцев, московские студенты часто критиковали свое государство, выражая обеспокоенность будущим России. Такой пессимизм указывает на то, что подконтрольным государству средствам массовой информации все реже удается нейтрализовать общественное недовольство Кремлем и его политикой, в том числе его курсом на сближение с Китаем. (Так в тексте. Тот отмеченный многими иностранными корреспондентами факт, что российские граждане вообще высказываются о политике намного более свободно, чем китайские, автору, очевидно, неизвестен — прим. ред.)По мнению многих участников опроса, следует констатировать тот отрадный факт, что Китай для россиян — это загадочный мир, не легко совмещающийся с господствующими направлениями русской культуры и самосознания.
Некоторые российские студенты также сказали, что Китаю нельзя доверять, отчасти из-за того, что там авторитарный режим. «Мы не являемся в полной мере демократической страной, а уж они-то и подавно, — сказал один респондент. — Это страшно, совсем не как на Западе. С Китаем не знаешь, чего ждать от такого закрытого общества». Многих беспокоит то, что в партнерстве с Китаем России будет отведена роль зависимой в политическом, стратегическом и экономическом плане страны. Это может вызвать еще большее недовольство и чувство незащищенности, чем в отношениях России с Западом.
Многие российские участники не только признавали культурные и технологические достижения Америки, но и с уважением отзывались о ее политической системе. По словам одного студента, «несмотря на все проблемы, которые мы обсуждаем, в США все работает, все держится. Причем работает и держится долгое время». По мнению другого студента, «мы прочно связываем Америку со свободой». Участники опроса также считают «американскую мечту» подлинным устремлением страны, а не анахронизмом и не вымышленной идеей, которую сочинила правящая элита.
Поражает то, что студенты из Пекина и Москвы с уважением, а зачастую с восхищением относятся к Америке. Естественно, и те, и другие критиковали американскую внешнюю политику и внутренние проблемы страны. Но по мнению китайских участников, американская культурная и экономическая мощь вызывает огромный интерес и приковывает внимание. Российских студентов Америка также привлекает по причине ее западного самосознания, а также важности американских политических ценностей и институтов.
Соединенные Штаты могут усилить это позитивное отношение и свою мягкую силу, неизменно придерживаясь своих либерально-демократических принципов. Такое поведение поможет ослабить доводы российских и китайских властей о том, что универсальные ценности Америки — не более чем своекорыстная дымовая завеса для вполне эгоистических интересов и агрессий. США также должны воздерживаться от демонизации России и Китая в процессе непростого соперничества великих держав. В противном случае выгодное для нас настроение китайских и российских студентов может разрушиться и Вашингтон спровоцирует мощные антиамериканские националистические настроения. Это может привести к очень нежелательной поддержке российско-китайского сотрудничества во всех группах российского и китайского обществ, хотя сейчас новое поколение элиты в РФ и КНР предпочитает держаться от российско-китайской дружбы в стороне.
Томас Шерлок — профессор политологии военной академии в Вест-Пойнте. Полковник Грегори руководит китайской программой в Центре языков, культур и региональных исследований в Вест-Пойнте.